Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

«Обещание на рассвете»: эссе на тему материнской любви

Развлечения
«Обещание на рассвете»: эссе на тему материнской любви
Среди участников акции  - театр имени Пушкина, «Современник», «Содружество актёров Таганки» и другие столичные театры. / Фото: Евгения Бабская, предоставлено пресс-службой Театра им. А.С. Пушкина
10 и 11 марта на сцене Филиала Театра им. А.С. Пушкина прошла премьера спектакля «Обещание на рассвете» по одноименному роману Ромена Гари. Режиссер постановки — молодой выпускник ГИТИСа Алексей Кузмин-Тарасов, а художественный руководитель — Евгений Писарев, худрук театра им. А. С. Пушкина. В главных ролях — героя и его матери — Андрей Заводюк и Александра Урсуляк.

На сцене Театра им. Пушкина продолжают ставить зарубежную прозу: вслед за первым в России камерным мюзиклом, «Рождество О Генри», поставленному по рассказам О. Генри вышла сценическая версия автобиографического романа Ромена Гари «Обещание на рассвете» - рассказ про безусловную любовь, история взаимоотношений матери и сына, писателя Романа Кацева (настоящее имя Гари).

Путешествие по жизни героев начинается с Вильно, а заканчивается в Ницце, куда в итоге переезжает Гари с матерью. В лаконичном пространстве сцены филиала возникают отдельные детали эмигрантского быта (художник Ася Скорик) – пианино, стол, старый серебряный сервиз, который продает мать героев. Сценография ненавязчива и не отвлекает от главного – игры, которая легко могла бы существовать в абсолютно пустом пространстве.

«Обещание на рассвете» - спектакль актерский, в какой-то степени даже этюдный, дающий возможность попробовать актерам, которых здесь всего пять, разные краски в палитре игры.

Безусловное соло, конечно, - это роли сына и матери, которые играют Андрей Заводюк и Александра Урсуляк. Наблюдать за седым и высоким Заводюком в роли сына и маленькой, с нервными жестами и вечной сигаретой во рту Урсуляк – отдельное удовольствие. Андрей Заводюк в своей линии умело сочетает оба регистра – мальчика и состоявшегося мужчины, выполнившего данное матери обещание – стать французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, писателем и одеваться по-лондонски. Все это не мешает актеру стирать границу между возрастами своего героя. В моментах, когда он появляется, например, мальчишкой в зимнем тулупе с шарфом, намотанным заботливой мамой до носа, или залезает под стол, чтобы сжевать калошу девочки, нет ни капли фальши. Детская линия здесь чертится иронично и при этом абсолютно серьезно.

Мать в исполнении Александры Урсуляк – взлахмаченная, истово верящая в исключительность своего сына, готовая на любые жертвы и предприятия ради него. И взамен эта любовь требует такой же любви и уважения: «Твою мать оскорбили. Когда это случится в следующий раз, я хочу, чтобы тебя принесли на носилках, окровавленного», - говорит в момент единственной ссоры героиня Урсуляк, и в этот момент осознаешь всю тяжесть участи – стать адресатом такой любви.

Печальный финал жизни Гари, которая закончилась самоубийством, в спектакле деликатно обошли – впрочем, револьвер рядом с героем в последний момент появляется. Но тоска по этой любви и невозможность без нее жить в линии сына чувствуется так очевидно, что счастливый исход этой истории кажется практически невозможным.

Спектакль кажется эссе на вечную тему отцов и детей, неожиданным для русского театра взглядом на взаимоотношения таких героев. И ощущается он так, как звучащая в финале «Снова замерло все до рассвета» в исполнении Ива Монтана, - на другом языке, но понятная и близкая до последней ноты.

Александра Урсуляк, актриса:

— В этом спектакле я говорю о людях, наверное, не совсем обычных. Хотя, возможно, для еврейских семей такая ситуация обычная, потому что у этого народа связь сына и матери — это что-то особенное. В этой работе - очень много того, что мы привносили сами, чем делились, что сочиняли. Образ своей героини я собирала с миру по нитке: в ней есть что-то от всех, кого я знаю и люблю. Это и какие-то мои черты, и черты моих родителей, моей бабушки, моих близких знакомых. Мне хотелось создать образ Матери, перед которой я преклоняюсь. Эта мудрая женщина так любила своего сына, что даже после ухода из жизни продолжала поддерживать его. Она заранее написала более 200 писем, которые помогли ему выжить — сын получал эти письма еще три года после смерти мамы. Такая сильная любовь многое дает. Но после нее очень трудно на что-то решиться.

Подкасты