Канны-2015. Мария Гуськова и Максим Шавкин – два студента на Каннском фестивале
Мы поговорили с Марией Гуськовой сразу после премьеры ее фильма, который был очень тепло принят зрителями, собравшимися в зале «Бунюэль» каннского дворца фестивалей.
- Как вы оказались на Каннском фестивале?
- Мы закончили фильм, подали заявку на сайте фестиваля, отправили диск, и уже через неделю нам позвонили и сказали, что фильм очень понравился отборочной комиссии и нас приглашают в программу «Синефондасьон». Этот фильм – моя дипломная работа на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
- Кто ваши мастера?
- Ираклий Квирикадзе и Андрей Добровольский.
- Обычно на Высшие курсы поступают люди, у которых уже есть одно высшее образование.
- Я закончила филологический факультет МГУ.
- Сколько времени вы работали над фильмом?
- Три года в общей сложности. Сначала была разработка сценария, потом мы поехали на съемки и вернувшись, поняли, что три сцены не получились. Через год поехали снова. Плюс постпродакшн, в общей сложности работа над фильмом заняла три года.
- Расскажите о людях, с которыми Вы работали.
- Мне очень помог мой муж Денис Гуськов, продюсер и оператор фильма. У нас снимались непрофессиональные актеры, мне хотелось создать атмосферу документального кино и я подбирала людей, у которых был похожий жизненный опыт. В частности, главный герой – это человек, который отбывал срок в дисбате. Все сцены фильма постановочные, кроме сцены, где герой после первой встречи с отцом убитого сидит во дворе мечети. На самом деле он в это время молился, так как в мечети начался намаз.
- Почему Вы решили снимать в Киргизии? Ведь история, рассказанная в фильме, могла случиться где угодно.
- Вначале это была совсем другая тема, я собиралась делать фильм об узбеке-гастарбайтере, который приехал в Москву на заработки, чтобы помочь отцу устроить жизнь после выхода из тюрьмы. И в Киргизии мы хотели снимать сцену встречи отца и сына. Но в процессе подготовки к съемкам мы все переосмыслили и фильм получился не про сына, а про отца.
- Удается ли вам смотреть кино здесь в Каннах? Что понравилось?
- Мы многое посмотрели и нам многое понравилось, например фильм «Ан» Наоми Кавасе, фильм Раду Мунтяну «Этажом ниже», мексиканский фильм «Избранницы» Давида Паблоса и больше всего - фильм «Земля и тень» Сезара Аугусто Асеведо из программы «Неделя критики».
- А о чем будет ваш следующий фильм?
- У меня есть замыслы, к работе над которыми я вернусь после фестиваля.
Фильм Максима Шавкина «14 ступеней» был показан в третьей части программы «Синефондасьон» (всего их четыре).
- Одному из зрителей, который подошел поздравить вас и сказал, что ему понравился ваш фильм, вы ответили, что вам самому он уже не нравится. Почему?
- Я просто отвык от него и сейчас посмотрел другими глазами. Вообще фильм не должен нравиться режиссеру. То есть мне всегда не нравится. Всегда стремишься достичь идеала, и понимаешь, что не можешь его реализовать.
- Как фильм оказался здесь?
- Как это обычно бывает: Московская школа нового кино отправляла несколько фильмов на фестиваль. Выбрали наш.
- В Московскую школу нового кино вы пришли сразу после школы?
- Нет, я закончил Московский авиационный институт, получил высшее техническое образование.
- Поэтому и снимали фильм в общежитии МАИ?
- Да, это знакомые мне места, я некоторое время сам жил в общежитии.
- В школе Вы выбрали лабораторию Дмитрия Мамулии или так совпало?
- И выбирал, и совпало – я рад, что так получилось, потому что мне нравится направление, в котором он работает.
- И этот фильм – ваша дипломная работа?
- Да, и я очень благодарен моим коллегам, всем, кто работал со мной: оператор Антон Громов, продюсер – Аня Алешковская, артисты, исполнительница главной роли Ксюша Громова – все из школы. Без команды невозможно сделать фильм.
- Какое кино вы любите как зритель?
- Сейчас все больше люблю классику. Но это неправильно, наверное. Ведь снимать надо современное кино.
- Что именно из классики?
- Бергман, Дрейер, Висконти.
- Успели ли вы посмотреть что-то здесь в Каннах?
- Из основных программ почти ничего: много встреч, много дел.
- Но фильмы своих коллег из программы «Синефондасьон» Вы видели?
- Конечно. Особенно понравились чилийский и иранский фильмы.
- Вы настроены на победу в конкурсе?
- Я абсолютно спокоен на этот счет. Здесь такие сильные и интересные фильмы, что мне просто приятно быть с ними в одной программе.