Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Сергей Сельянов: Страшно не хватает профессионалов

Развлечения
27 августа отмечается День российского кино. Накануне праздника «ВМ» узнала у ведущих деятелей индустрии о тех проблемах, которые существуют в отрасли.

С продюсером Сергеем Сельяновым корреспондент «ВМ» встретился на фестивале «Короче» в Калининграде, президентом которого он является.

- Сергей Михайлович, завершился третий фестиваль короткометражного кино «Короче». Вы сами назвали фестиваль продюсерским. Получается, ищите таланты?

- В какой-то степени. В кино катастрофическая нехватка кадров. Нам, продюсерам, нужны новые режиссеры, сильные, талантливые. И, как правило, первый шаг режиссера — короткий метр, по которому можно понять, годен человек или нет.

Нам прислали почти полторы тысячи картин. Хочется спросить: «Откуда столько желающих?» Эта цифра говорит лишь о том, что кино стало доступным, демократичным — нас, продюсеров, это радует. Камеры стоят недорого, даже на телефоны снимают. Получается, можно иметь пару друзей и мозги и снять прекрасное кино.

ФОТОГАЛЕРЕЯ «ВМ»: ФЕСТИВАЛЬ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО КИНО «КОРОЧЕ»

- Неужели по короткометражке можно понять, получится из него режиссер или нет?

- Да, но с некоторой оговоркой. Даже по первым нескольким кадрам можно понять — режиссер перед вами или нет. Есть и обратные примеры, когда человек через два-три фильма вдруг выходил на серьезный уровень. То есть кто-то рождается режиссером, а кто-то им становится. Правда, есть и те, кто не становится. Нет проблемы в том, что человек с улицы снял кино. Например, он смотрел какое-то количество фильмов, что-то из этого понял, почувствовал и снял кино. И оказалось, что это сильный режиссер. Не обязательно учиться в литературном институте, чтобы быть поэтом. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Гумилев, ни Ахматова не учились в специализированных учебных заведениях.

- Но данное правило работает не для всех кинопрофессий.

- В гораздо более серьезной степени нужно учить сценаристов.

- И здесь мы плавно подошли к проблеме образования. Она существует?

- ВГИК готовит специалистов в области авторского кино. Авторское кино — это часть кинематографа; важная составляющая как нашей, российской, так и общемировой культуры. Но, прямо скажем, к киноиндустрии это имеет слабое отношение, потому что зрителей у авторского кино традиционно мало не только в России, но и в любой стране. Оно способствует разработке киноязыка и обогащает искусство. И этими важными его функциями ни в коем случае нельзя пренебрегать. В данный момент мы находимся на таком этапе развития, когда все-таки зрительское кино в каком-то смысле важнее. Именно потому, что у нас дефицит людей, которые умеют это кино делать. Могло быть наоборот, но сейчас все обстоит именно так. 90 процентов всех фильмов мира — картины зрительские, это развлечение, совсем легкое, или, может, более сложное, но это развлечение, и то, что у нас нет школ, которые учат конкретно этой профессии, — совершенно отчетливый недостаток российской системы кинообразования.

- Выход — идти по западному пути?

- Разумеется, киношколы с разработанными методиками и так далее существуют в Америке. И надо брать, покупать этот опыт. Кинообразование — такой же бизнес. Оно стоит известных денег. Наша Ассоциация продюсеров кино и телевидения установила отношения с ведущими вузами Америки, которые готовы продать свои методики и воспитать наших педагогов.

- В чем тогда проблема? Педагоги не хотят воспитываться? В чем проблема?

- Все-таки на эти цели нужны деньги, не сумасшедшие, но нужны. И почему-то главная проблема в том, что данный подход встречает существенное внутреннее сопротивление некоторых людей у нас в стране, которые принимают решения. Министерство культуры, руководство вузов, возможно, и выше, например правительство. Мол, как это мы у американцев будем учиться. Мы сами — великие. Я люблю в ответ приводить пример.

У нас есть русский балет, которым мы гордимся, мы его продаем как бренд. Откуда он возник? В Россию приехал француз Мариус Петипа и создал школу, которая потом стала называть школой русской балета. Теперь это действительно уже наш русский балет! Есть пять позиций, как ножки ставить, и вот если ты эти пять позиций знать не будешь, ты не сможешь танцевать русский балет. При этом ты можешь быть гениальным танцовщиком: модерновым, каким угодно. В сценарном деле тоже надо знать определенные «позиции», если хочешь рассказывать универсальные истории, интересные не только в России, и за рубежом.

- А как же ментальные отличия? Например, русский юмор не схож с американским.

- В России есть специфика, конечно. Но опять-таки проведу аналогию с балетом. У наших балерин есть своя пластика. Ментальный отпечаток, тот же юмор— тонкие вещи, а талантливые люди это легко улавливают. Поэтому давайте все же наконец брать, что нам нужно. Покупать и делать что-то свое. И через пять лет у нас, возможно, будет своя сценарная школа. У нас ее нет и не было в советское время. Я учился на сценарном факультете еще при СССР и могу категорически утверждать, что тогда не было ни методик, ни понимая, как научить человека писать сценарий.

- На обучение сценаристов денег не выделяют, но создание фильмов государство все же поддерживает материально. Хватает ли этих бюджетов?

- В 2009 году в Фонде кино произошла реформа. Мы настаивали на том, чтобы сосредоточить деньги между теми продюсерами, которые за годы работы доказали, что могут делать кино лучше, чем другие. Система показала эффективность — в 2012 году на экраны начали выходить фильмы за которые не стыдно: «Метро», «Легенда 17», «Батальон». Позже появилось «дополнение» к реформе — продюсеров обязали возвращать 40 процентов от выданных государством денег.

Настоящая возвратность может быть только из прибыли, это понятно даже первокласснику. Все остальное — это возвратность из разряда: мы посадили 10 картофелин и тут же выкопали, потому что кушать очень хочется. Это делает невозможным создание фильмов-событий. Сейчас министр культуры говорит, что в 2016 году в отрасли все будет хорошо. И будет хорошо.

Все те проекты, которые выйдут в 2016 году, а сильных картин среди них много, были затеяны до того, когда произошли все эти разрушительные для индустрии изменения. А во второй половине 2017 года российское кино просто «упадет», если ничего не изменится. При этом я не касаюсь кризиса! Чиновникам важно не забывать, что кино это не только бизнес или развлечение, это консолидация страны, ее самоидентификация. Кино склеивает страну от Калининграда до Владивостока.

Руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов Руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов / Фото: Шарифулин Валерий

СПРАВКА

Сергей Сельянов - россйский кинопродюсер. В 1980 году окончил сценарный факультет ВГИКа, в 1989 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1992 году основал и возглавил компанию «СТВ». В послужном списке его работ такие картины как «Брат», «Брат-2», «Кукушка», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Жмурки», «Монгол», «Призрак».

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Хотиненко, режиссер, сценарист, педагог:

- Современному российскому кино больше всего не хватает хороших сценариев. От советского метода, когда сценарий был настоящим, глубоким литературным произведением с тонкими связями между образами, с психологизмом, мы уже ушли. А к американскому методу, который отличается от нашего так же, как американская жизнь от нашей, еще не пришли. Так и оказались между двух традиций.

Зоя Кудря, писатель, сценарист:

- Нашему кино не хватает элементарного ремесла. Студенты сценарного факультета ВГИКа думают, что они таланты, гении. А словосочетание «центральный поворотный пункт» в сценарии для них оказывается открытием. Оказывается, здесь уже математика включается: когда должна начаться завязка, что должно произойти на 15-й минуте... Не хватает профессионализма и режиссерам, и операторам, и актерам.

Дмитрий Рудовский, продюсер студии «Арт-Пикчерс»:

- Я считаю, что российскому кино хватает всего. Посмотрите, сколько фильмов уже можно причислить к классике. С момента, с которого начинается отсчет истории новейшего российского кино, сформировалось уже второе поколение режиссеров. Это ребята обученные, насмотренные, помимо ВГИКовского образования получают знания на всевозможных курсах. Объем финансирования для нашего рынка вполне достаточный.

Сергей Сельянов: Страшно не хватает профессионалов Фото: «Вечерняя Москва»

САМЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ОСЕНИ

«ВОИН»

Семейные ценности на фоне суровых мужских игр

[OBJ Трейлер фильма "Воин"]

Фильм рассказывает историю братьев, профессиональных спортсменов по боям ММА. «Это картина о жизненных ценностях, показанных сквозь призму жизни крепких и гордых людей. Это фильм о семье, о боли, которую мы причиняем под- час бездумно, и о прощении», — отмечают создатели ленты.

Режиссер: Алексей Андрианов
В ролях: Федор Бондарчук, Сергей Бондарчук, Светлана Ходченкова, Владимир Яглыч

«БЕЗ ГРАНИЦ»

Легкомысленное путешествие к любви

[OBJ Трейлер фильма "Без границ"]

События картины начинаются в московском аэропорту, откуда главные герои отправляются в путешествия к живописным горным долинам Армении, улочкам Тбилиси и праздничным огням новогодней Москвы навстречу любви — наивной и нелепой.

Режиссеры: Карен Оганесян, Резо Гигинеишвили, Роман Прыгунов
В ролях: Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Адабашьян, Анна Чиповская

«РОДИНА»

Про берег турецкий, который нам не нужен

[OBJ Трейлер фильма "Родина"]

Дочь богатого русского Ева, новосибирский парень Макар, а также многие другие, решившие познать себя вдали от России — на берегах индийского Гоа, приходят к совершенно неожиданным для себя выводам. Вот главный из них: у нас одна Родина, не любить которую легко, когда она рядом.

Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Андрей Смоляков, Петр Федоров, Екатерина Волкова, Андрей Мерзликин 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Главное - чтобы было смешно

Колонка обозревателя Георгия Бовта

27 августа у нас значится как День российского кино. Существует он официально всего лишь 45 лет, хотя дата выбрана была в более далеком прошлом. В этот день в 1919 году декретом Совнаркома все кинодело в стране было национализировано. Согласно ленинскому пониманию о нем как о "важнейшем из искусств".

Вождь пролетариата, правда, говорил в таком качестве не только о кино, но еще и о цирке, но цирк как-то потом, приводя эту ленинскую цитату, забыли. Национализация кинематографа была своего рода "ответной мерой" новой революционной власти на действия тогдашних кинопроизводителей: те, как правило, отрицательно относились к Советам и вовсе не горели желанием запетчалевать на дорогую кинопленку их первые шаги. А шаги, между тем, надо было пропагандировать. Так роль кино в деле советской пропаганды утвердилась изначально. Впрочем, в этом плане Советский Союз ничем не отличался от "фабрики грез", американского Голливуда. И наша "фабрика" работала никак не хуже. Спасибо таким, как Любовь Орлова и Григорий Александров. Ну и товарищу Сталину, конечно, отсматривавшему все советские кинопремьеры. И первый советский полнометражный фильм "Броненосей Потемкин" Эйзенштейна так и вообще до сих пор изучают во всех киноакадемиях мира. (далее)

Ситуация непростая, но унывать не надо

Колонка генерального директора киноконцерна "Мосфильм"

Я поздравляю всех с Днем кино, хотя и не могу сказать, что в среде кинематографистов он отмечается так же бурно, как, например, Новый год...

Сначала скажу о неприятном: ситуация в отрасли непростая: производство фильмов стремительно падает. Шансы отечественных картин попасть на большой экран, увы, невелики. Теперь — о хорошем: я — не унываю. У меня работы много, причем разнообразной. В том, что я делаю на «Мосфильме», есть и менеджмент, и творческое начало.

Благодаря нашим усилиям здесь теперь есть Музей кино, который ежедневно посещают более тысячи чело- век. Экскурсии проводятся на студии, приносят доход. Каждый день на «Мосфильме» огромное количество детей, что, согласитесь, тоже важно. А ведь когда я пришел, тут текли крыши, были жуткие трубы… (далее)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.