Ирония судьбы. И все-таки - продолжение
Посмотреть вторую, современную часть великой «Иронии» вы сможете 2 января в 18:50 по Первому каналу. Напомним, что в фильме заняты замечательные актеры: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Константин Хабенский, Андрей Мягков, Юрий Яковлев, Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Александр Ширвиндт, Александр Белявский, Вилле Хаапасало, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Константин Мурзенко, Роман Мадянов, Анна Семенович и др.
События в фильме начинают разворачиваться спустя 30 лет после той, памятной для Жени и Нади ночи. Но теперь на улице иной век и иные обстоятельства – 31 декабря 2007 года. Один из авторов сценария фильма, Тимур Бекмамбетов, тонко пошутил по этому поводу: «Те 30 лет, которые прошли между первым и вторым фильмом - уже часть истории. Это самый дорогой спецэффект, который у нас есть».
Безусловно, решив снимать вторую часть ставшей классикой «Иронии судьбы» авторы сценария априори подвергали себя риску: было понятно, что многие воспримут работу в штыки, даже не увидев ее. Лиза Боярская, предваряя премьеру, говорила:
- Опасения, конечно, были. Трудно было решиться на участие в таком фильме, за которым такой шлейф славы, такая история… Я с нетерпением ждала момента, когда смогу почитать сценарий. А когда уже читала его – смеялась до слез! Это было безумно смешно! Я просто поражалась тому, как там все было закручено! И сразу же поняла, что хочу иметь к этому отношение и хочу, чтобы это увидели.
А Константин Хабенский высказывался в том ключе, что на самом деле все зрители задумывались, что и как сложилось у полюбившимся всем нам героям.
На сей раз знаменитое трио «Женя-Надя-Ипполит» сменится треугольником «Костя-Надя-Ираклий». Дети героев первой ленты «наступят на те же грабли»: они переживут веселые новогодние приключения, и кому-то из них суждено будет обрести свою любовь. Создатели продолжения «Иронии» обещают зрителям нешуточную интригу. В процессе работы над картиной было так или иначе использовано свыше 40 вариантов сценария и 3 абсолютно разных финала. Слухи о том, как будет развиваться действие в новом фильме, заполонили весь интернет задолго до выхода картины на экраны. Лиза Боярская, предваряя критику, подчеркивала до премьеры: «Нас всех будут неизбежно сравнивать с героями первого фильма. И многие будут причитать: «Боже мой, боже мой!..» А я вот очень рада, что мы сделали это! Потому что есть истории, которые обязаны иметь продолжение, а если его нет – это так обидно! Потому что хочется знать, что было дальше. И даже те, кто будет ругать, все равно пойдут и посмотрят, потому что им тоже хочется узнать, что было дальше.» Смотрели ли вы эту версию, нет, соберетесь или так и не решитесь – дело ваше. Но может быть стоит попробовать?
Продолжение «Иронии» выдержано в абсолютно иной стилистике, которая уже стала визитной карточкой кинокоманды «Дозоров» - самых успешных отечественных блокбастеров. И «рука» Бекмамбетова видна, что называется, невооруженным взглядом. Хотя основное действие разворачивается в квартире по известному адресу: 3-я улица Строителей, дом 25 / 12, но Санкт-Петербург и Москва наших дней разительно, практически во всем отличаются от Ленинграда и Москвы 70-х. Если в первом фильме сюжет был закручен вокруг «типовых» микрорайонов, интерьеров, замков и мебели, то сейчас это просто невозможно представить. В продолжении «Иронии» путаница порождается новейшими технологиями и мобильной связью. Как замечал Сергей Безруков: «В первом фильме все строилось на одинаковых домах, подъездах, планировке квартир. Польская стенка, чешский сервант – это был бич тех времен. Сейчас мы оказались в другой клетке – мобильная связь, интернет, всевозможные продвинутые технологии. Но как бы мы не закрывались от реального мира этим искусственным миром, на чувственном уровне мы все равно остаемся людьми. Мы зависимы от созданного нами комфорта, но в нас все-таки есть что-то исконное, глубокое, что нет-нет да и проявится».
По признанию режиссера, в «Иронии судьбы. Продолжение» даже больше спецэффектов, чем было в «Дозорах». Хотя некоторые из них создавались совсем не для того, чтобы поразить зрителей своей зрелищностью. Примечательный факт: съемки в питерской квартире проходили… в Праге. Для них были возведены уникальные декорации. Тимур Бекмамбетов рассказывал:
- Нужна была такая съемка, чтобы акцентироваться на актерской игре, чтобы можно было играть сцены большими кусками, а не по одной фразе, и поэтому камеры прятались в специальных местах и могли снимать одновременно сразу целый кусок и троих человек одновременно. И у нас в головах родилась безумная идея: построить не одну полноценную декорацию квартиры, а сразу три: одну полную, другую без левой стороны, третью без правой стороны. Везде выставили съемочный свет. Везде вывесили нужный реквизит. Для этого, кстати, пришлось изыскивать каждый его предмет в двух, а то и в трех экземплярах. И актеры просто переходили из одной декорации в другую и делали свою работу, не думая о технической стороне дела.
Вот какие дела творились на самом деле за кадром! Художник-постановщик Валерий Викторов говорил, что главная задача съемочной группы заключалось в попытке сохранить пространство и цветовую гамму знаменитой квартиры на улице Строителей. Все восстанавливали подетально. Например, знаменитые обои в полоску в Надиной квартире создатели продолжения «Иронии»… нарисовали. В ход пошли самые современные и очень дорогие краски. Квартира в новом фильме – это смешение двух совершенно разных эпох и миров. Она получилась с одной стороны полностью узнаваемой, с другой – абсолютно современной.
- Придать на экране какому-то пространству жилой, правдоподобный вид на самом деле невероятно тяжело, - пояснял Викторов. - И компьютерные технологии в этом никак не помогают. На компьютере все совсем напротив: нажал кнопочку и получил идеальную квартиру. Чистенькую, вылизанную до блеска и абсолютно неживую. Пространство, в котором живет человек, не может выглядеть идеально. И придать ему жилой вид – это дорогое удовольствие и кропотливейшая работа. Я сам исползал всю лестничную площадку, выбивал плитки, придавая углам стен чуть выщербленный «от времени» вид.
В итоге создатели «Иронии» обошли все мебельные комиссионки в Праге. В Чехии это целые огромные ангары, в которые самолеты можно ставить. Жители чешской столицы привыкли нести старые вещи не на помойку, а туда, где их всегда можно продать. Для одной сцены в новом фильме потребовалось создать прихожую, которая ломилась бы от детских вещей. Побывав в одном из таких ангаров, художник–постановщик вывез оттуда 12 мешков одежды, коньков, лыж и прочего добра!
Со снегом съемочной группе не везло, зима стояла теплая. Декораторам пришлось изрядно потрудиться: карнизы украшали искусственными сосульками, окна домов обрабатывали специальным раствором, который, высыхая, имитировал морозные узоры. Из брандспойта заливали места съемок пеной, похожей на снег, а ветродуи создавали метель из целлюлозных снежинок. Для одной сцены пришлось задекорировать даже несколько сотен метров леса, по которому мчалась тройка с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Непросто дались и сцены в бане. В рязановской «Иронии» использовались очень красивые, солидные скамьи, которые вырезались из дуба и изначально предназначались для размещения на вокзалах. Потом они много лет стояли на Мосфильме, а позже пришли в негодность и их выбросили. Съемочной группе новой «Иронии» удалось отыскать лишь одну такую скамью и фрагмент другой. Остальные воссоздавали с нуля.
Так что работа над Иронией-2 была весьма непростой. Оцените ли ее вы, как мы уже говорили, решать только вам. Если что – хорошего просмотра!