Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Смотри и помни. Детский взгляд на взрослый мир

Развлечения
«Похороны студентов и юнкеров», А. Малышков, ноябрь 1917 года
«Похороны студентов и юнкеров», А. Малышков, ноябрь 1917 года / Фото: предоставлено Историческим музеем
Город в дыму и крови. Город стонет от боли. Дети такое видеть не должны — но видели. В далеком ревущем 1917-м. И все, что видели, выразили при помощи кистей, красок и цветных карандашей. 20 апреля выставка этих рисунков открылась в Государственном историческом музее. Корреспондент «ВМ» вгляделась в работы юных художников.

На пожелтевшей бумаге — бойцы в зеленых шинелях. Сжимают в руках оружие, отстреливаются, но ранены тяжело — алой акварелью разлиты пятна крови. «Телефонная станция и убитые» — так озаглавил свой рисунок ученик второго класса Паша Григорьев. Внизу дата — декабрь 1917 года.

Октябрь-ноябрь 1917 года. «Бой на Театральной площади», неизвестный автор, октябрь 1917 года Октябрь-ноябрь 1917 года. «Бой на Театральной площади», неизвестный автор, октябрь 1917 года / Фото: предоставлено Историческим музеем

Вот — расстрел большевиками юнкеров. А здесь цветными карандашами — венки у стены, вероятно, Кремлевской. Дома со следами обстрелов, битые стекла. Похороны.

— Незавидна судьба ребят, рожденных в начале XX века, — говорит научный сотрудник отдела изобразительных материалов Евгений Лукьянов. — Все эти мальчишки родились в интеллигентных семьях, учились в престижных учреждениях — мужской гимназии имени Ломоносова и частном реальном училище имени Александрова. Чистописание и рисование там преподавал Василий Сергеевич Воронов. Он собрал рисунки, записки ребят и передал в музей.

У многих работ не сохранилось авторства, многие подписаны просто классом — 3 «Г», 2 «Б». Но все они выполнены с необыкновенной тщательностью. Учитель Воронов просил: рисуйте все, что видите.

«Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», — так без обиняков революцию описывает восьмилетний мальчик.

«Гражданская война в Москве», неизвестный автор, ноябрь 1917 года «Гражданская война в Москве», неизвестный автор, ноябрь 1917 года / Фото: предоставлено Историческим музеем

«Мама стояла у окна и вязала чулок. Как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике», — пишет другой гимназист.

Достоверных данных о судьбе юных гимназистов нет. Догадаться, впрочем, несложно: эмиграция или беспощадный молох революции.

История стала источником вдохновения и для современных школьников. Так, учащиеся школы № 1494 вместе с преподавателем создают фильм о старинной церкви в своем районе. Фильм готовят в рамках общегородского семинара-фестиваля «Автопортрет города». Корреспондент «ВМ» выяснила, что волнует юных режиссеров, актеров и операторов.

2015 год. Так выглядит храм в Марфине, про который школьники снимают фильм 2015 год. Так выглядит храм в Марфине, про который школьники снимают фильм / Фото: PASTVU.COM

Материал для картины ребята собирают уже два года.

— Мы с ребятами были на экскурсии в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, — рассказывает преподаватель основ религиозной культуры и светской этики Алиса Колобова. — Ушли под глубоким впечатлением, а потом задались вопросом, есть ли у нас в Марфине храм.

Ответ нашелся в архивах: ребята обнаружили в своем районе церковь и приют 1884 года. По крупицам удалось найти и сведения о том, как шло строительство, как менялись здания с ходом времени. Все это школьники собрали в презентацию и репортажи. На их основе и будут снимать фильм.

— Мы хотим создать автопортрет: рассказать от лица церкви о том, что было в нашем районе в XIX веке и что окружает ее сейчас. Возможно, это будет диалог церкви и приюта, — поясняет идею будущей картины семиклассница Дарья Аккуратова.

Кинопроизводство — как у взрослых. Роли в команде четко распределены. По словам учительницы, когда встал вопрос, кто будет оператором, то все сразу сказали: Максим Капустин. Школьник действительно давно увлекается съемкой, сам обучался монтажу.

— После войны эту церковь перестроили, сейчас там находится научно-исследовательский институт, а саму церковь не видно за забором. Чтобы ее показать, я планирую использовать общий план, а также добавлять архивные кадры, — рассказал Максим.

В роли актеров, сценаристов и режиссера — тоже школьники. В педагогах же ребята видят скорее советчиков — активного участия от взрослых они не ждут.

— Учителя нам помогают, но большую часть фильма мы хотим сделать самостоятельно. Если все сделают они, то в этом не будет никакого смысла, они все и так знаю, — уверен Максим Капустин.

Взрослые такое отношение всячески поддерживают: в том, что подобные творческие проекты помогают наладить диалог «отцов и детей», сомнений нет.

— Очень интересно посмотреть на Москву глазами моих учеников, — подтверждает Алиса Колобова.

Увидеть историю старинной церкви из Марфина можно будет уже в мае — именно тогда будут подведены итоги семинара-фестиваля «Автопортрет города».

В планах у школьников обратиться к настоятелю Владыкинского храма с предложением повесить мемориальную табличку на здании старинной церкви.  

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.