Семь московских театров и мастерских выступили на фестивале Льва Толстого
Четыре площадки для выступлений под открытым небом – от Главной сцены у дома Толстого до парка «Клины» рядом с теплицей «Ясной Поляны» – превратили тихую и спокойную жизнь усадьбы в дом музыки, режиссуры и актерского мастерства. Пять тысяч билетов на все спектакли в рамках фестиваля были распроданы буквально за два дня. Дождь ли, ветер или палящее солнце – искусство побеждает все.
Ничто не подойдет для открытия праздника театров лучше, чем опера. И вряд ли есть более известная и характерная опера для фестиваля имени Льва Толстого, чем «Война и мир». Солисты Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев кружатся в вальсе на первом балу Наташи Ростовой. Красавец Болконский противопоставлен тучному, но бесконечно доброму и заботливому Безухову. А полководцы двух армий тем временем решают судьбу мироздания.
– И зрители, и мы сами привыкли к «Войне и миру» на огромной сцене с сотнями актеров массовки, огромными декорациями и оркестровой ямой, – рассказывает солист оперы и исполнитель роли Андрея Дмитрий Зуев. – Здесь же мы выступаем в такой камерной обстановке, благодаря чему контакт с аудиторией куда более тесный. Мы словно выехали с дружеским театральным визитом куда-нибудь в деревню, на свежий воздух, в гости ко Льву Николаевичу. Проникаемся атмосферой столь знакового места и по-новому воспринимаем собственные роли.
Совсем иной подход – у Активного театра. Пресловутой «четвертой стены» его актеры не признают напрочь и даже приглашают зрителей прочитать наиболее эмоциональные диалоги самостоятельно. Само название спектакля «Толстого нет» уже бросает вызов традиционному подходу к изображению жизни великого писателя.
– В любой книге, в любой журналистской статье, в любом фильме о Толстом за его фигурой совершенно не видно ни его родни, ни приближенных, ни друзей, – рассказывает автор идеи и сценарист спектакля Ольга Погодина-Кузьмина. – Толстой – это буквально все. А ведь судьба его семьи ничуть не менее интересна. Софья Андреевна, пытавшаяся из последних сил сохранить домашний очаг. Дочь Александра, едва ли не единственная, кто искренне поддерживал интересы отца. И это желание показать, как складывалась жизнь всех этих людей, пока Лев Николаевич работал в своем кабинете, отдыхал в спальне или лежал на смертном одре, подтолкнуло к созданию спектакля.
Но тень Толстого, его влияние на приближенных вопреки названию постановки чувствуются в каждой сцене. Шутки, актуальные до сих пор, одновременно вызывают смех и заставляют задуматься. А бесподобная игра актеров, умудряющихся ловко обыграть даже проблемы с техникой и микрофонами, заставляет аплодировать стоя.
Но оказывается, не только российские театры ставят спектакли по произведениям Льва Толстого. На публичной дискуссии в доме Волконского «Толстой на европейской сцене» немецкий режиссер, постановщик и сценарист Армин Петрас с увлечением рассказывает, что «Анна Каренина» в его родной стране – одно из самых популярных и интересных публике представлений. Армин сам переложил огромный роман в театральный сценарий и не понаслышке знает, как западный зритель реагирует на русскую классику.
– Романы Льва Толстого для нас – способ понять русскую культуру, столь необычную и положительно странную для нас, – считает Петрас. – Конечно, чтобы понять быт другого народа, одного спектакля мало. Необходимо вживаться в образ жизни русских людей, примерять его на себя, стремиться стать частью этого удивительного народа. Но спектакль «Анна Коренина» помогает хотя бы приоткрыть этот занавес культурного недопонимания. Хотя, может быть, и провоцирует новые вопросы.
Центр имени Мейерхольда удивил самых маленьких гостей фестиваля необычной интерпретацией толстовских сказок. Московский академический театр имени Маяковского поставил спектакль «Отцы и сыновья», в основу которого легло произведение современника Льва Николаевича, Ивана Тургенева. Маленький театр Государственного музея Толстого продемонстрировал постановку «Как мужику счастье было» в Яблоневом саду. А актеры мастерской Дмитрия Брусникина представили публике новый для России жанр «сторителлинга» - выступления одного актера в форме монолога без помощи музыки, света и декораций.
– Мне всегда хотелось, чтобы Толстой для любого поколения был современен и актуален, – считает директор Музея-усадьбы Екатерина Толстая. – Наш фестиваль – подарок жителям и гостям нашего региона, ведь за три дня каждый может познакомиться с лучшими постановками по произведениям Льва Николаевича.