Реальность века глядит сквозь прорезь маски
Поднимаюсь на второй этаж по мраморной лестнице. С портретов, тонко улыбаясь, глядят люди, ставшие славой отечественного театра: Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Александр Абдулов, Олег Шейнцис. Не просто знакомые — родные лица. А вот в фойе, набитом зрителями, сегодня, к моему удивлению, знакомых лиц мало.
Видимо, сказывается то, что 45-летний режиссер Павел Сафонов никогда раньше в «Ленкоме» не ставил, хотя много и успешно работал на других площадках, где имел своих поклонников.
Сафонов появился на Малой Дмитровке, 6, со своей командой — сценографом Мариусом Яцовскисом, композитором Фаустасом Латенасом, художником по костюмам Евгенией Панфиловой.
Конечно же, всем любопытно, чем порадует сценография «мольеровской эпохи». Поэтому, как только открываются двери зала, устремляюсь в него. Да... Декорации настолько аскетичны, что поначалу берет оторопь: гигантская, под бронзу рама в глубине сцены, большой стеклянный экран с проемом-дверью, театральная маска, лежащая на плите-возвышении на авансцене. И все... Рассаживаемся.
В зале гаснет свет. И все становится на свои места. Визуальная атмосфера спектакля забирает сразу и прочно, мгновенно обозначая, что Мольер Павла Сафонова — персонаж вне времени.
Нет необходимости пересказывать содержание пьесы, она у нас шла бессчетное число раз. Тема «художник и власть» актуальна во все времена. Написанную еще в 1929-м пьесу запретила цензура, но после беседы автора со Сталиным она таки увидела свет рампы. Хотя отдельные фразы типа «Ненавижу бессудную тиранию» пришлось, разумеется, убрать.
Понятно, что обращение к хорошо известному материалу вовлекает зрителя в действо, только если в спектакле содержится сиюминутно точное режиссерское высказывание о сегодняшнем дне или неожиданная форма. К чести Павла Сафонова, в его спектакле есть и то, и другое. Последователь вахтанговской школы, он украсил постановку яркими деталями и приемами: тут и театральные маски, и конусные колпаки, балахоны и жабо. Есть желание сдуть пыль со всего примелькавшегося, чем активно и занимаются на сцене артисты. Восхищает и решение пластических сцен с колоколами, поединки на рапирах. А место, где король Людовик шествует на фоне медленно катящегося из кулисы в кулису солнца — опрокинутого обеденного стола, — просто визуальный шедевр.
Но самое главное, конечно, не вздыбившаяся форма, а суть.
Тема «Людовик — Мольер» или «Власть — политика — глава театра» сегодня столь точно попадает в нашу собственную реальность, что становится не по себе. И когда Миркурбанов — Мольер, стиснув виски, стонет: «Давит!», зрителям кажется, что вместо него на ленкомовской сцене присутствует призрак совсем другого персонажа, не сходящего в последнее время с новостных лент и телевизионных экранов.
— Мы назвали спектакль «Сны», — говорит Павел Сафонов, — потому что наша действительность иногда и впрямь как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись и увидели, что нельзя убивать за веру, нельзя предавать.
Говорят, что эту пьесу Павлу Сафонову предложил Марк Захаров.
Что ж, достоинством «Ленкома» всегда было предвосхищать многие события в стране и живо на них реагировать. Потому зритель и ломится в «Ленком» вот уже четыре десятилетия. Что касается главных исполнителей постановки, то они достойны всяческих похвал: и утонченный, «без кожи» Игорь Миркурбанов, и непредсказуемый Виктор Вержбицкий (Людовик), и трагичная Анна Большова (Мадлена Бежар). И конечно, талантливый до неприличия, ироничный Иван Агапов (Жан-Жак Бутон)! Хорош и мощный ленкомовский костяк в лице Павла Капитонова, Дмитрия Гизбрехта, Сергея Пиотровского, Алексея Скуратова, Екатерины Мигицко.
— Блистательно! — шепчет соседка слева. — Я в гардероб, за цветами!
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!