Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Возвращение писателя

Развлечения
Возвращение писателя
Над книгой работали (слева направо): обозреватель Ольга Кузьмина, начальник верстки Владимир Липман, спецкор Мария Раевская, редактор Екатерина Рощина, арт-директор Александр Костриков и бильдредактор Елизавета Геворкян  / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Ну, мы, конечно, знаем, что хвастаться — нехорошо. Но тут... Вы уж простите нас, но мы — хвастаемся. Наш альбом вошел в шорт-лист национального конкурса «Книга года». Приза, правда, не взял, но все равно приятно! А главное — он и правда получился хорошим, честное слово. И мы надеемся, что вы его оцените. А теперь — по порядку: зачем, почему, что...

Конечно, издание книг для «Вечерки» — не правило, а исключение. Кое-какой опыт у нас в этом есть, но все же это не главная наша задача. Но почему вдруг Нагибин? Конечно, Юрий Маркович когда-то плотно сотрудничал с «Вечеркой» и «Вечерним клубом». Но и не в этом главное. Главное — он был москвичом, блистательно знавшим историю столицы, писавшим о ней. Но, на наш взгляд, имя его сегодня не то чтобы полностью забыто, но не занимает то место в литературе, москвоведческой в том числе, которое должно было бы занимать.

«Нагибинская история» для нас началась со знакомства с его вдовой, Аллой Григорьевной. Многие зачитывались «Дневником» писателя — книгой, вышедшей уже после его смерти, «взорвавшей» нашу интеллигенцию и даже превратившей кое-кого во врага писателя — слишком жгучей и обидной для многих оказалась главная книга его жизни. На волне вновь вспыхнувшего интереса к ней мы и попросили Аллу Григорьевну об интервью. В нашем еженедельнике оно было напечатано беспрецедентно широко: в двух номерах, с продолжением. Но беседой общение не закончилось — мы подружились с Аллой Нагибиной.

И благодаря этому начали открывать для себя удивительный мир нагибинской прозы.

Тончайший прозаик во многом опередил тех, кто в лихие 1990-е сделал себе имя на всякого рода литературных экспериментах.

Последние книги Нагибина предельно откровенны и исповедальны. При этом оказалось, что до сих пор не составлена полная библиография писателя, что где-то «гуляют» еще по архивам и старым газетным подшивкам его всеми забытые тексты. А уж про то, что «наш» Нагибин издал в Италии уникальные альбомы о художниках, в том числе о Тинторетто, которые до сих пор не переведены на русский язык, вообще крайне мало кто знает...

Медленно и неспешно открывалась нам планета по имени Нагибин — огромной значимости пласт нашей культуры, который мы с привычной легкостью чуть не оставили где-то в прошлом. Но поразительно, как много Нагибина оказалось в настоящем! Знакомая нам Москва была наполнена его «Всполошным звоном».

Освобожденные от хлама Чистые пруды вдруг снова стали теми «Чистаками», которые так любил и ценил Нагибин, куда бегал из родного ему Армянского переулка.

И любовь к Москве он пронес через всю жизнь — начав любить ее мальчишкой, сохранив у сердца во время войны и донеся эту преданность и привязанность до конца жизни, в которой было много успехов и разочавечере в Доме кино, посвященном юбилею фильма.

Юрий Нагибин был очень русским, но ни разу не советским писателем. Ему был отвратителен советский строй, он долгие годы писал книгу о том времени, которое упрятало за решетку его отчима, ставшего ему отцом, и зарывал ее в лесу — понимая это время лучше многих. Он ненавидел строй, но жить не мог нигде, кроме России, вне ее языка, в котором он растворялся, вне родной природы, которую любил до безумия.

Тем не менее в Москве нет никакой овеществленной памяти о Нагибине — кроме его могилы на Новодевичьем. «Москва на редкость скупа на памятные доски», — заметил как-то писатель, не думая, конечно, о том, что город не будет щедрым и к нему. Хотя о чем разговор? Он ни на что не рассчитывал, его любовь к Москве была чиста и абсолютно бескорыстна.

...Так вот и начал собираться альбом. Наша корреспондент Мария Раевская нашла массу интересных данных в архивах, Алла Григорьевна, друзья и знакомые Юрия Нагибина поделились с нами воспоминаниями о нем и уникальными фотографиями. Редактор — составитель сборника, наш обозреватель и колумнист Екатерина Рощина начала работать над текстами, арт-директор Александр Костриков придумал оригинальный макет... Альбом получился необычным, вы убедитесь в том! А параллельно с работой над ним вдруг сдвинулось с мертвой точки дело с памятной доской писателю. Почти два года мы искали дом, где жил Юрий Нагибин в детстве, — в «показаниях» путались даже авторитетные знатоки старины, а документов никаких за давностью лет — речь-то о 1920-х! — не сохранилось.

Наш спецкорреспондент Анатолий Сидоров провел целое расследование, и ныне вопрос о создании мемориальной доски фактически решен. Мы надеемся, что она украсит родной дом писателя в Армянском переулке еще до года нагибинского столетия. Очень хотелось бы, чтобы этот памятный знак стал не точкой в конце этой истории, а началом истории возвращения столице имени замечательного и очень московского писателя Юрия Нагибина

БАЛГОДАРНОСТЬ 

Редакция «Вечерней Москвы» выражает благодарность Департаменту СМИ и рекламы, оказавшему помощь в выходе альбома, — книга была включена в издательскую программу правительства Москвы.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.