«Вкусную анимацию» покажут в культурной столице чемпионата мира по футболу
Накануне начала работы фестиваля обозреватель «ВМ» попросила его генерального директора, режиссера и продюсера Александра Герасимова рассказать о том, что же ждет гостей и участников и какие изменения произошли в анимационной отрасли за год.
- Александр Петрович, тема фестиваля нынешнего года «Вкусная анимация». Любопытный выбор «песни», не находите?
- Речь, конечно, идет об анимации, сделанной со вкусом, хорошей и душевной. Хотя я понимаю, что подобная тема ассоциируется еще и с кулинарией. Но и тут мы попадаем в тренд: во Владимирской области, где проходит «Суздальфест», стремительно развивается движение «Гастрономическая карта области». Область считается Меккой российского туризма, а в этом году она еще и получила официальный статус «Культурной столицы чемпионата мира по футболу». А поскольку вкусная еда – это часть успешного туризма, мы с нашей идеей «Вкусной анимации» вписываемся в концепцию.
- На «Суздальфест» съезжаются полторы тысячи аниматоров России – режиссеры, операторы, сценаристы , считая это мероприятие «обязательным к посещению». А его конкурсная программа традиционно высвечивает тенденции и отражает подвижки, произошедшие в отрасли за год. Что интересного нас ждет на этот раз?
- Мы действительно показываем все лучшее, сделанное за год в России и Белоруссии. Тем самым ежегодно подтверждая статус фестиваля-смотра. Что касается нынешнего года, то в конкурс из 312 заявок комиссией было отобрано 108 анимационных работ. Есть несколько приятных моментов: количество поданных дебютных, студенческих и короткометражных лент осталось стабильным. А это означает, есть шанс открыть новые имена: в конкурсе участвуют по 8 дипломных и дебютных фильмов, а также 13 учебных картин, созданные студентами и выпускниками ведущих кинематографических вузов страны.
Наиболее широко представлена короткометражная программа —заявлена 31 картина, традиционно участвует прикладная анимация – 22 работы.
За главный приз в конкурсе полнометражного кино поборются 6 анимационных фильмов. В Год российского кино их было 8, и это был рекорд. И то, что через год их – 6, а не 2, говорит о том, что отечественное производство полного метра стабилизировалось с точки зрения развития индустрии. Ведь у нас были периоды, когда мы отказывались от российской программы полного метра вовсе, потому что просто не могли ее собрать.
Наметилось устойчивое позитивное движение в секторе анимационных сериалов. На фестивале существует правило: один и тот же сериал мы показываем не более 2 раз. То есть идет постоянная ротация, но каждый год я переживаю: наберем ли? К нашей радости, мы не просто набираем эту программу, а общее количество анимационных сериалов год от года растет. В 2018 году их подано на конкурс 35, из них 30 – абсолютно новые. А это означает, что анимационная индустрия зарабатывает все больше денег, и все больше продюсеров испытывает желание в этой нише заявить о себе, произвести что-то достойное и конкурентноспособное. Появляются новые игроки, студии. Более того, студии, ранее занимавшиеся игровым художественным кино, тоже переориентируются на анимацию. Вот такой благоприятный процесс наблюдается сегодня.
- У вас обычно после просмотров конкурсной программы проходит обсуждение мастерами увиденного. Кто будет проводить «разбор полетов»?
- Обсуждения дебютов и студенческих фильмов поведут Юрий Норштейн и Михаил Тумеля, а короткометражных анимационных работ - Станислав Соколов (режиссер «Гофманиады» - «ВМ») и Анатолий Прохоров (продюсер, вдохновитель «Смешариков» - «ВМ»).
- Чем будете удивлять вне конкурса?
- Одна из жемчужин фестиваля – мастер-класс Микаэля Дюдока Де Вита, голландского художника -мультипликатора, который специально приезжает в Суздаль. Он – лауреат «Оскара» и «Сезара». У него был в 2001 году блестящий маленький шедевр «Отец и дочь», за который он получил «Оскар», а в 2017 году удостоен престижной награды уже за полнометражную «Красную черепаху».
Второй иностранный блок – любопытная программа анимационной школы Люцерна.
Кроме того, именно у нас пройдет самый первый показ многострадальной полнометражной «Гофманиады» студии «Союзмультфильм». Зрители также увидят новую подборку фильмов детских анимационных студий «Утренняя зарядка».
- «Суздальфест» силен деловой программой, на мероприятиях которой в зале яблоку упасть негде. Слышала, что все с нетерпением ждут Питчинга детских короткометражных анимационных фильмов, организованного вами совместно с «Союзмультфильмом»?
- Да, и он станет ключевым мероприятием деловой программы. Победителей питчинга «Союзмультфильм» запустит на своей базе – очень мощный и конкретный стимул для тех, кто подает проекты на конкурс. «Союзмультфильм» сегодня возрождается очень быстрыми темпами, и в качестве жюри у нас будет работать худсовет студии.
Кроме того, у нас наладились тесные контакты между фестивалем и движением детских анимационных студий. Поэтому пройдет ряд презентаций, и мы пытаемся звенья одной цепи завязать друг на друга: в цепочку попадут детские анимационные студии, кооперация детских региональных СМИ и детские киноклубы.
Пройдет очень нужный сегодня круглый стол «Подготовка педагогов для детских анимационных студий». Состоится «Ярмарка детских писателей», своеобразная площадка свежих нетривиальных идей: у детских писателей особый взгляд на мир, в отличие от аниматоров, и это привносит свои плюсы и работу.
Состоится традиционная панель совместно с «YouTube», мы узнаем о сетевых новинках, пройдут мастер-классы по программному обеспечению, компактному оборудованию, что интересно, прежде всего, детским анимационным студиям.
Будут мероприятия и юбилейного характера. Грядут три юбилея – столетие ВГИКа, 25- летие Школы- студии «Шар», и 30-летие студии «Пилот».
Ну, а 23 марта в Москве в Белом зале Дома кино начнется «Эхо Суздаля», где будут демонстрироваться фильмы-победители. Вход как всегда бесплатный - и в Дом кино, и на все мероприятия фестиваля.
- Вы же еще являетесь и генеральным директором «Мастер-фильма». Представит ли ваша анимационная студия какие-либо новые работы на «Суздальфест»?
- Мы сейчас специализируемся на коротком метре и сериалах. В программе фестиваля будет три наших короткометражных фильма в конкурсе и два сериальных проекта «Привет, малыш» (ориентирован на детей 3-5 лет) и «Зоосадик» ( 4-6 лет). Стараемся разрабатывать фильмы для разных аудиторий, но возраст от 3 до 6 - самый благодарный. Делать проекты на более старшую аудиторию гораздо сложнее: школьникам понравится не так-то просто.
- Эти сериалы потом можно будет по телевидению увидеть?
- Вы знаете, сегодня, если сериал достойный и получает развитие, то его с удовольствием берут коллеги из ВГТРК, на каналы «Карусель», «Мульт», «Мама», «Мульт и музыка». Главное, чтобы качество было высоким, тогда и каналы заинтересовываются.