Разоблачение единорога: как Елена Полянская гравюру искала
В небольшом городке судьба сводит друзей-однокурсников. Коля Журавлев (Алексей Анищенко) сделал успешную карьеру чиновника в Москве, там же занимается наукой Лиза Баталова (Елена Полянская). А Леня Кудрявцев (Семен Лопатин) работает в местном музее с нищенской зарплатой и считает себя типичным неудачником. Как и в юные годы, Журавлев и Кудрявцев влюблены в Баталову. Саму же искусствоведа больше интересует бесследно пропавшая много лет назад редкая гравюра с изображением единорога. Пока в архивах провинции женщина ищет след пропажи, в Москве убивают владельцев других гравюр с такими же сюжетами. А когда погибает похожая на искусствоведа девушка, становится понятно: Лизе угрожает опасность. И Николай, и Леонид пытаются защитить любимую. Правда, каждый это делает по-своему…
— Несмотря на жанр детектива, фильм не столько о тайнах и преступлениях, сколько о нас самих, наших желаниях и сомнениях, — рассказывает режиссер Вячеслав Лавров. — Иногда нам кажется, что жизнь проходит не так, как хочется. Все чаще терзает мысль, что время бежит, но еще можно и даже необходимо что-то изменить. Для достижения цели каждый человек предполагает свои пути решения.
Детективный жанр предполагает присутствие в фильме экшен-сцен. Вячеслав Лавров признался, что в сценах для выполнения трюков, пусть и незначительных, артистов заменяли профессиональные дублеры. Каскадеры выступили и в роли бойцов ОМОНа.
— Во время съемок эпизода, когда бандит-громила сбивает с велосипеда героя Семена Лопатина и берет его в заложники, мы не стали рисковать здоровьем артиста, а пригласили профессионала, — вспоминает режиссер. — А вот в сценах, когда связанной по рукам и ногам Лизе засунули в рот еще и кляп, актрисе Елене Полянской пришлось сниматься самой. На протяжении пяти часов актриса героически терпела и кляп во рту, и дискомфорт от затекших конечностей. Но как только появлялась возможность, Лену быстро освобождали от веревки, давая ей размять ноги и руки.
Работа над фильмом проходила в мае 2018 года в Москве и Подмосковье.
— Запомнились просто волшебные съемки в усадьбе Середниково, в бывшем имении Всеволожских и Столыпиных, — продолжает режиссер. — Это одно из самых известных лермонтовских мест. Там настолько красивые виды, что все необходимые для картины экстерьеры было решено снимать именно в усадьбе. Обещаю: зрителей особенно впечатлят кадры, снятые с квадрокоптера.
В фильме можно увидеть много красивых предметов искусства и старины — гравюры, картины, книги.
— Много искусства в кадре, на мой взгляд, большое достоинство. Что-то для съемок мы брали из запасников «Мосфильма», большинство же бутафории было сделано нашими художниками. Уверен, что кадры в музее со старинными экспонатами сделали картину познавательной и в то ж время атмосферной и легкой, — говорит Лавров. — А если учесть, что приключения наших героев мы старались снять в стилистике интеллектуального детектива, хочется верить, что фильм будет интересен и любителям мифологических историй, и почитателям искусства старины, и поклонникам детективов.