Министр образования ответит на вопросы
В программе прозвучат ответы на самые любопытные вопросы, связанные с образованием, — от количества учащихся до, не побоимся этого слова, философии образования. Краткие выдержки из передачи — перед вами. Итак, что думает министр о…
О количестве учеников
— В этом году 15 600 000 учеников войдут в классы. 1 800 000 первоклассников впервые сядут за парты, для них начинается самое замечательное время, которое называется школа.
О двух министерствах — Министерстве просвещения и Министерстве науки и высшего образования
— Я сама была сторонником разделения, как историк в том числе. В недавнем прошлом было три министерства: Комитет по науке и технике, Министерство просвещения и Министерство высшего образования и среднего профобразования. Сейчас два министерства. Просвещать нужно всю жизнь. Образование — это обучение и воспитание. Человек с малых лет на протяжении всей жизни должен обучаться и просвещаться. Это тоже одна из задач министерства. Я очень рада, что вернулось историческое название 1803 года — просвЕщение.
О среднем образовании, в том числе московском
— У нас по-прежнему остались центры, которые не назовешь мегаполисами, но которые готовят лучших ребят для международных олимпиад. Это Вятка, Киров, Пермь, Екатеринбург, Чувашия. В прошлом году при отсутствии астрономии в школах мальчик из Чувашии стал абсолютным призером международной олимпиады по астрономии. У нас есть научные центры Новосибирска, Дальний Восток, восточное отделение Академии наук, у нас есть Екатеринбург. В нашем национальном проекте, посвященном науке, есть очень четкая цель: создание 15 научно-образовательных центров в стране.
Об олимпиадах
— Мы сократили их, и это правильно. Потому что у нас были случаи, когда олимпиадники занимали практически все бюджетные места. А ребенок, который хорошо учился, но не был участником олимпиады, не был лауреатом, оказывался в растерянности. Шесть миллионов в прошлом и этом году участвовали в российской олимпиаде на всех четырех уровнях. А есть дети, которые не хотят или не могут по разным причинам, допустим, психологическим, участвовать в олимпиаде, но дают прекрасные результаты в чем-то другом. Я не считаю, что олимпиада — стопроцентная оценка того, что ребенок может. Должны быть тонкие и более щадящие оценочные мероприятия. Не только олимпийские.
О зарплате учителей
— Экономическое развитие такое, что мы соизмеряем зарплату наших учителей с региональной зарплатой. Я очень надеюсь, что настанет время, когда будет иначе, но на сегодняшний день так. Неправда, что мало кто из молодых учителей идет работать в школы. На сегодняшний день у нас нехватка учителей менее 1 процента. И, как правило, это сельские школы. И самая большая нехватка — преподавателей иностранного языка.
О судьбе традиционного урока
— Конечно, классический урок в своем изначальном варианте, как мы с вами учились 30–40 лет назад, — трудно себе представить, что мы вернемся именно к этому классическому уроку. Но основы его останутся, это, безусловно, но с новыми технологиями. Все равно главный, кто есть в классе, — это учитель и класс.
О преподавании иностранных языков
— Я встречаюсь с преподавателями иностранных языков. Вопрос: что происходит? Почему, начиная со второго класса, на выходе ноль и страх в глазах? Главная наша задача: язык — это инструмент по окончании школы. Все страны через это прошли. Все получают инструментарий. Чем мы хуже? Все методики известны, просто надо захотеть это делать. Надо готовить молодых педагогов, должна быть искра, должно быть желание.
О качестве образования и экономическом будущем
— Образование не экономическая сфера, но мы должны признаться, что от качества образования зависит наше экономическое будущее. Вернемся к майскому указу 2018 года, где для национального проекта «Образование» определены две цели. Первая — конкурентоспособность российского образования и вхождение в десятку ведущих систем общего образования. И вторая — воспитание гармонично развитой личности. Причем на основании культурных национальных традиций.