Опубликованы неизвестные тексты Владимира Высоцкого
Неожиданные находки
В новое издание включены более двух десятков текстов Высоцкого, которые никогда не входили в его поэтические сборники (они печатались только в научных изданиях, посвященных Владимиру Семеновичу, в мемуарах или прессе). Есть и стихи, которые не публиковались вообще никогда.
Материалы были обнаружены в государственных архивах, частных коллекциях, а иногда и в довольно экзотичных источниках. История некоторых находок сама по себе любопытна.
Уникальная пластинка
Вадим Дузь-Крятченко, один из составителей пятитомника, случайно наткнулся в московском магазине на подержанную парижскую пластинку 1974 года. На ней была песня, исполненная Мариной Влади по-русски, с русским названием, записанным французскими буквами — Voskhod (т. е. «Восход»):
Грустный день
ночной колпак надел,
Выкрасил закат,
задрожал и сгорел.
Ты усни, пока весь мир в тени...
В выходных данных было указано, что песня — из французского телефильма «Прелести лета», а один из ее авторов — V. Visotski. В нашей стране об этом тексте тогда никто и понятия не имел.
Другой составитель пятитомника, Сергей Жильцов, увидел в «Фейсбуке» объявление, что в Доме антикварной книги «В Никитском» на аукцион выставили блокнот Высоцкого. А в нем среди рукописей уже известных произведений встретился черновик стихотворения
«Это было в отеле...» — явного подражания Игорю Северянину с его «Это было у моря...»:
Это было в отеле
Средь машинного гула,
Я такого желаю
Разве только врагу.
Королева устала,
Королева уснула
Королева застыла,
Словно ночь на снегу...
Поэтические роли
Среди находок, впервые обнародованных в пятитомнике, нет шедевров, которые могли бы встать в один ряд с хитами Высоцкого. Это неотредактированные наброски, посвящения «на случай» — иногда очень милые.
Один текст состоит из десяти строк, первые шесть из которых — на французском, причем ужасном французском. Составители считают, что он написан в октябре 1968 года, в разгар романа с Мариной Влади. Есть текст ролевой песни, написанный от лица «толкача» — разъездного снабженца, с припевом:
У нас от планов все ключи,
Мы — боевая рать.
Мы силачи — мы толкачи,
Мы едем выбивать.
Самый поздний из найденных текстов явно написан за два месяца до смерти. С 11 по 21 мая 1980 года Высоцкий лежал в парижской клинике «Шарантон» — Марина Влади пыталась спасти его от пагубной зависимости.
Я лежу в самом центре,
в Париже…
Кто? Неважно, Иван ли,
Наум.
Я лежу, разбавляя пожиже
То, что густо налипло на ум.
Я — тому не чета и этому.
А кому я чета — не ведаю.
Кто окликнет, и я в ответ
ему
Огрызнусь, и опять же
следую…
Колея эта — только моя
Накануне дня рождения поэта в 12-й раз вручили премию «Своя колея». Мы спросили звезд, исполнявших на церемонии произведения Высоцкого, почему они выбрали именно их.
Александр Ф. Скляр, лидер группы «Ва-Банкъ»:
— Песни «Дайте собакам мяса» и «Попутчик» интересны мне потому, что они не самые «раскрученные». А многие темы поэзии Высоцкого — например, тяга к свободе — выражены там даже оригинальнее, чем в часто исполняющихся песнях.
Ольга Кормухина, певица:
— Песня «Я не люблю» мне нравилась с детства. Это то, о чем хочется и нужно говорить сегодня. Очень много стало чего-то такого второстепенного, а о главном мы частенько молчим.
Дмитрий Дюжев, актер, певец:
— В стихотворении (не песне!) «Люблю тебя сейчас» Высоцкий очень точно передает чувство, которое испытывает именно в этот момент: «А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю...» Он честен, как во всем своем творчестве.
КСТАТИ
24 января в Музее Высоцкого откроется обновленная постоянная экспозиция. В ней появились сотни интересных предметов. Например, впервые будет устроен уголок для детей, в котором выставят игрушки маленького Вовы Высоцкого.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Любимым уголком в Москве Высоцкий называл Самотеку: «Я долго прожил в Большом Каретном переулке, и там, неподалеку, было самое мое любимое место: около нового здания Театра кукол... и серого дома рядом. Весной... я сюда приходил и просто стоял, смотрел на проходящих мимо людей...»