Историю о самом маленьком герое Великой Отечественной войны покажут в кино
22 февраля в Центральном доме кинематографистов состоится премьера фильма режиссера Виктории Фанасютиной «Солдатик». Картина посвящена самому маленькому герою Великой Отечественной войны — шестилетнему Сереже Алешкову.
Этот фильм — то трогательное, пронзительное и необыкновенно атмосферное военное кино, которого российский зритель не видел на своих экранах уже очень давно, поскольку в последнее время, когда речь заходит о Великой Отечественной, на ум сразу же приходят масштабные аляповатые блокбастеры.
Здесь же — совершенно другое дело. Качественное, своей интонацией напоминающее лучшие образцы военного фильма, такие как «В бой идут одни старики» или «Служили два товарища», эта драма снята за минимальный по нынешним временам бюджет. В ней нет ни нелепой, не к месту ввинченной компьютерной графики, которая лезет из всех щелей, ни откровенных постельных сцен, поставленных в центр военного сюжета.
В основе ее — подлинная история, которая была обнаружена будущими сценаристами в виде заметке на одном из военных сайтов.
Фильм начинается со сна малыша, в котором он, не видя еще настоящей войны, сбивает вражеские самолеты из рогатки. Но война быстро приходит в реальную жизнь и показывает свой страшный оскал. Сидя на дереве на берегу реки, где мать стирает белье, малыш становится очевидцем налета немецких самолетов, который и оставляет его сиротой. Фашисты появляются в деревне, Сердобольная соседка, закрывая малыша своим телом, выкидывает его в окно из избы с криком: «Беги в лес». И получает пулю. Ревущий парень с опушки видит горящую деревню, мечущихся соседей, слышит лай собак, ружейные выстрелы. И это все тоже не вымысел, а подлинные вехи биографии реального ребенка.
Мальчик несколько дней плутает по чаще, где его, обессиленного, без сознания, находят разведчики...
Виктория Фанасютина снимала свою картину в Белоруссии. Большая часть актеров была набрана по кастингу там же. Чувствуется, что белорусские артисты, изголодавшиеся по настоящей работе, трудятся в кадре самозабвенно и истово. Подтверждает это и режиссер. В период съемок шли непрерывные дожди, но никто не покидал площадки, потому что не менее самозабвенно, из кадра в кадр, на ней трудился маленький Андрей Андреев — артист столичного музыкального детского театра юного актера. Мальчик был выбран из невероятного количества претендентов: дети приезжали на кастинг фильма со всей страны. Но Викторию Фанасютину потрясла его работоспособность, выносливость и огромное желание сниматься в кино. Он пришел на пробы, выучив не две сцены, как просили, а весь сценарий. После утверждения были еще два месяца репетиций и подготовок к съемкам.
В картине снималась интернациональная команда — Зураб Миминошвили, Николай Кучиц и лучший клоун всех времен и народов, обладающий несметным количеством цирковых мировых наград, Анатолий Калмыков, которому выпала удача воплотить образ доброго и мудрого портного-еврея.
Роль командира полка, будущего отца маленького героя, сыграл Виктор Добронравов — великолепная, яркая работа. Будущую маму, медсестру полкового госпиталя, не менее убедительно сыграла Дарья Урсуляк. Этот трогательный факт — становление семьи в военных условиях — вовсе не выдумка режиссера. Бывает так, что сама жизнь преподносит нам фантастические сюжеты. Реальный Сергей Алешков прошел войну со ставшим для него родным полком, участвовал в битве за Сталинград, дошел с ним до Польши и действительно сам нашел себе в полку родителей.
Картина не состоялась бы без невероятной работы оператора Александра Носовского — настоящего художника, который способен на экране организовать смену настроения, запечатлев сначала солнце, пронизывающее кроны старых дубов, а потом пасмурный унылый день, подчеркивающий одиночество человека, потерявшего близких. Фильм получился о значимых для каждого вещах — надежде, любви, благородстве, способности взять ответственность за жизнь другого. И конечно, о подвиге простого русского солдата. Сколько их было — тех, о которых мы ничего не знаем, но которых вспоминаем 23 февраля, в День защитника Отечества, и благодаря которым способны дышать полной грудью.
И самое замечательное, что эту историю сняла режиссер-дебютант. Виктория Фанасютина — ученица Аллы Суриковой, которая выступает на картине художественным руководителем и здорово помогла со сценарием. А продюсер фильма — бывший председатель Госкино, бывший замглавы Министерства культуры России Александр Голутва. Это гарантия того, что дальнейшая судьба фильма находится в хороших руках.