Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Лауреатка премии «Национальный бестселлер» своего имени так и не открыла

Развлечения
Девушка с псевдонимом Фигль-Мигль так и не открыла своего настоящего имени
Девушка с псевдонимом Фигль-Мигль так и не открыла своего настоящего имени / Фото: Михаил Садчиков

Такого не мог предвидеть никто! На конкурсе лауреатом стали вовсе не те, на кого, казалось бы, можно было «ставить». Впрочем, обо всем по порядку.

2 июня в Санкт-Петербурге, в Зимнем саду отеля «Астория» прошел финал премии «Национальный бестселлер», одной из трех (наряду с «Большой книгой» и «Русским букером») крупнейших российский литературных премий. В этот раз по причинам финансовым проведение финала было под угрозой, но книжный мир не без добрых людей, спонсоры в последний момент объявились и спасли ситуацию. Вся эта история, конечно же, встряхнула литературное сообщество, но пошла ли на пользу творческому процессу – это предстояло выяснить в жаркий петербургский вечер на Исаакиевской площади.

Среди гостей премии были замечены: кинопродюсер Сергей Сельянов, музыкант и поэт Сергей Шнуров, писательница Татьяна Москвина, режиссер Алексей Учитель, фотограф Валерий Плотников, бизнесмен Михаил Баженов, художник Анатолий Белкин и другие. Вели церемонию актриса БДТ Полина Толстун и Артемий Троицкий.

Как обычно, вначале оргкомитет определил списки из издателей, критиков и литераторов, каждому из которых предлагается выдвинуть на премию по одному произведению. Не только вышедших в 2012 году, но и рукописей. Все перечисленные книги попали в лонг-лист. А уже потом появился заветный короткий список 2013 года. Он выглядел так: Максим Кантор «Красный свет», Евгений Водолазкин «Лавр», Ильдар Абузяров «Мутабор», Софья Купряшина «Видоискательница», Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых», Фигль-Мигль «Волки и медведи». Явным фаворитом Нацбесте тринадцатого года называли Максима Кантора, который на предварительном этапа набрал 10 баллов, тогда как  остальные по 7, 6, 5 баллов. Но точки над I предстояло расставить Малому жюри. По правилам премии, в Малое жюри преимущественно входят известные люди, чья деятельность не связана напрямую с литературными трудами.

В этот раз лучший бестселлер искали: Александр Боровский – искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения. Сергей Жадан – украинский поэт, прозаик, переводчик. Автор романов «Депеш мод», «Anarchy in the UKR», «Ворошиловград», сборника рассказов «Красный Элвис», книг прозы и стихов. Кандидат филологических наук. Константин Крылов – философ, публицист, писатель, общественный деятель. Главный редактор «Агентства политических новостей», а также журнала «Вопросы национализма». Автор романов «Моргенштерн», «Успех» (под псевдонимом Михаил Харитонов).  Злата Полищук – исполнительный вице-президент кинокомпании «Централ Партнершип», ставшей спонсорами финала. Ника Стрижак – кинорежиссер-документалист, ТВ-ведущая ток-шоу «Открытая студия» на 5 канале. Александр Терехов – писатель, лауреат Нацбеста-2012 за роман «Немцы». Автор романов «Крысобой», «Каменный мост», сборников повестей и рассказов.

Почетным председателем Малого жюри стал Лев Макаров – генеральный директор телеканала «2х2», еще одного спонсора финала.

Незадолго до начала церемонии Виктор Топоров, ответственный секретарь оргкомитета Нацбеста, на официальном сайте премии написал ниже следующее:

«Удивило меня (но удивило радостно) и уверенное лидерство Максима Кантора с огромным романом «Красный свет», который жюри, напомню, читало в рукописи. Хорошо характеризует это не столько Кантора, сколько само жюри, – и, естественно, сулит этому замечательному произведению и победу в финале, – правда, в серьезной конкуренции с романом Евгения Водолазкина «Лавр», уже обласканным критикой и не обойденным широким читательским вниманием. «Красный свет» – историософский роман о широко понимаемой новейшей истории России и мира; «Лавр» – чрезвычайно искусная интеллектуальная игрушка во вкусе Умберто Эко (но под родными осинами); на чем остановит свой выбор коллективный «просвещенный читатель» из Малого жюри, я, разумеется, не знаю, да и знать не могу, – но в любом случае этот выбор будет весьма показателен.

Теневые фавориты премии – Ольга Погодина-Кузьмина и Фигль-Мигль. Называю их теневыми только потому, что яркие романы обоих, вошедшие в шорт-лист, являются сиквелами («Адамова яблока» и «Щастья», соответственно). Шестая участница шорт-листа София Купряшина при всех очевидных достоинствах ее шокирующей прозы всё же, на мой взгляд, чересчур радикальна, чтобы получить у Малого жюри больше одного голоса (да и то вряд ли).

Итак, Кантор или Водолазкин? Или, если их романы сойдутся в клинче, Погодина или Фигль-Мигль? Но все-таки не Купряшина и не (мне тут Левенталь подсказывает) Абузяров».

И вот – решилось.

Решение жюри далось нелегко и вызвало настоящий ажиотаж. До последней минуты большинство собравшихся были уверены, что премия достанется Максиму Кантору или Евгению Водолазкину, однако получил его... Фигль-Мигль! Вернее – получила, поскольку за этим псевдонимом скрывается женщина.

Дама отказалась открывать свое настоящее имя и довольно стремительно удалилась из зала, стараясь не вступать в разговоры с удивленными (а может и восхищенными) людьми; словом, Фигль-Мигль, на самом деле уже заставившая говорить о себе литературные круги, осталась верной себе и своей тайне.

Справка

"Национальный бестселлер" учрежден в 2001 году. Это ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии - "Проснуться знаменитым!". В конкурсе "Нацбеста" не могут принимать участие произведения-лауреаты и финалисты других литературных премий. Размеры премии колеблются. Так, за Дмитрий Быков за роман "Остромов, или Ученик чародея" получил  250 тысяч рублей.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.