Depechе Mode в Москве!
Корреспондент "Вечерней Москвы" вспомнил историю культовой группы и узнал у нынешнего трио, чем группа живет и дышит сейчас.
Как известно, название группы Depeche Mode переводится на русский как «Вестник моды». И хотя оно было просто позаимствовано музыкантами с обложки модного французского журнала, в этом названии есть, безусловно, и некоторое лукавство, и амбиции, и вполне определенная творческая программа: «Вестники моды» заявляют о своей принципиальной позиции в мире электронной музыки и «танцевального рока». И подтверждают справедливость этой позиции, вот уже три с лишком десятилетия владея умами и чувствами миллионов поклонников по всему миру. Как им это удается – особый разговор.
Все и сразу!
… Да, так хотелось «всего и сразу» в памятном 1980-м году (этот период иногда называют еще «золотым веком всемирного рока»).
А Depeche Mode в 1980-м только появились на свет - в городе Базилдон, что в древнем «историческом» британском графстве Эссекс. Тогда группа существовала «в формате» квартета. Настоящая слава пришла к музыкантам лишь после выхода в свет их третьего студийного альбома. Тогда во время записи сборника молодые рокеры нашли новый, действительно революционный музыкальный стиль. На языке музыкальных терминов это звучит так: добавили к аналоговым синтезаторам цифровое сэмпловое звучание, обогатив рок-музыку совершенно новой яркой палитрой (в частности, и за счет филигранного использования электрического «индустриального» звучания и различных сугубо бытовых звуков).
Заметим, что сегодня аналого-цифровые сочетания стали практически общим местом рок-музыки. Но Depeche Mode смогли в этом море, которое сами и «замутили», сохранить совершенно индивидуальный стиль, определивший их мировую известность, уже более чем 115-миллионный тираж дисков и высшие строчки престижных музыкальных рейтингов.
Грандиозный успех 3-го альбома с несколько туманным и одновременно «завлекательным» названием Construction Time Again («Новое конструирование времени») определился несколькими, что называется, совершенно «забойными» хитами. Так, песня Everything Counts («Все имеет значение») была посвящена столь актуальной сегодня у нас теме ненасытности крупной олигархии и чиновничества. Мир понял рокеров: сингл мгновенно вошел в «Топ-10» в родной Англии и в «Топ-30» - в Южной Африке, Швейцарии, Швеции и Западной Германии.
Весной 1984 года произошел новый прорыв - песня People Are People («Люди есть люди»), которая поднимала тоже «родные» нам и многим народам проблемы крайнего национализма , сразу заняла высокие места в музыкальных рейтингах Америки и Европы ( в частности – 1-е место в хит-парадах Германии).
Словом, «модные вестники», что называется, не стеснялись в выражениях: ни в плане музыкальных форм, ни в своих текстах. Они очень серьезно и откровенно рассуждали и рассуждают, например, по поводу «крайних» общественных явлений, завоевывая не только сердца «простых» меломанов, но и так называемую «альтернативную» аудиторию. Поют о превратностях «нестандартного» секса, о различных сторонах адюльтера - и даже обращают критический взор «наверх», анализируя «неоднозначность» Божественного провидения… Группа исполняет и готические баллады собственного сочинения, которые приобрели особую популярность не только в родной Великобритании, но и в США.
В общем, результат всего этого не заставил себя ждать: несколько номинаций на Grammy, триумфальные гастроли по всему миру. Победа в номинации «Лучшая группа» на церемонии MTV Europe Music Awards . Известный международный музыкальный журнал называет Depeche Mode «самой популярной группой электронной музыки, которую только знал мир» - и включает в список «50 групп, которые изменили мир». А в 2010-м хитовый международный музыкальный канал комфортно размещает Depeche Mode в списке «100 величайших артистов всех времен и народов»…
Далее, как говорится – везде.
Черная дыра
Впрочем, не все было так гладко в истории группы, как это может показаться на первый взгляд. Скорее – наоборот. Срывов и неприятностей тоже было предостаточно. И главный, как известно, был связан с «исконной бедой» многих рок-команд, работавших на рубеже столетий: наркота.
Особенно досталось «от собственных страстей» бессменному фронтмену группы брутальному Дэйву Гану - он чуть не умер - вернее, пережил натуральную клиническую смерть. Со свойственной ему прямотой Дэйв рассказывает о своих «кошмарах» середины 90-х - отвечая на вопрос, что он видел «в конце тоннеля»:
- Я видел Дженнифер, мою жену. Я ощутил , что она – это луч света, что-то хорошее в моей жизни. Я также слышал очень громкий голос, который сказал: «Это неправильно, ты еще не пришел в решению!». Я видел медиков, окруживших меня, и я кричал:»Я здесь, я здесь!» Я чувствовал: о Господи, я совершил ошибку, это не то, чего я хотел. Внезапно я ощутил, что вернулся к жизни. Я узнал позже: Дженнифер, находившаяся в то время в Нью-Йорке, в этот момент (в 4 утра) почувствовала – что-то ужасное происходит со мной…
Случившееся с ним сам Дэйв сравнивает с «черной дырой, поглощавшей жизнь». И утверждает:
- Теперь я нашел много позитивных путей, куда направить свою энергию. С наркотиками не следует шутить. Первоначально был момент эйфории и чувство непобедимости – но это быстро вам скажется, и я определенно не скучаю по физической зависимости. Использую ли я что-либо теперь? Ни-че-го! Если бы мне пришлось открыть эту дверь снова – не знаю, к чему бы меня это привело.
Много времени заняло то, чтобы иметь возможность приходить в бар с друзьями и даже не думать о том, чтобы выпить, - продолжает рокер.- Я бы никому не рекомендовал наркотики: вы будете вставать со страшным похмельем на следующее утро, и поверьте мне, какая это радость: теперь иметь возможность просыпаться, а не приходить в себя…
«Прогуляемся по Красной площади!»
Примеру фронтмена последовали сегодня все участники группы Depeche Mode, отказавшись от «дури» - жизнь преподала горький урок..
Эти бывшие рок-юноши, а ныне – не менее брутальные, импозантные и фигуристые 50-летние «с гаком» музыканты называют нынешний период своего творчества «очень светлым и счастливым».
Ныне Depeche Mode - это трио, все – «отцы-основатели» группы: «непотопляемый» Дэйв Гаан (ведущий вокал); Мартин Гор –гитара, клавишные, перкуссия, вокал, композиция; Энди Флетчер - клавишные, бас-гитара, перкуссия, бэк-вокал. Разумеется – никакой «подтанцовки», настоящим рокерам она претит изначально.
Новый студийный альбом «Delta Machine», который Depeche Mode представляют в Москве, - тринадцатый по счету, и участники группы в один голос считают его счастливым. И - снова необычным, подчас даже для самих музыкантов.
- С этим релизом мы полностью изменили наш подход к созданию альбома, - утверждает Дэйв Гаан. – Когда мы обнаружили, что альбом звучит слишком «нормально», мы попытались «разломать» его и придать то самое звучание, органичное для Depeche Mode. И я не мог дождаться момента, когда наши поклонники услышат его!
Я думаю, новый диск получился более блюзовым по интонации, хотя инструментовка, как всегда, очень электронная.
Мартин Гор уточняет:
- Написание данного альбома было сложной задачей, так как я хотел, чтобы звук был очень современным. Чтобы люди чувствовали себя органично, слушая эту запись. Умиротворенными. Чтобы в музыке была доля магии…
Работа над диском всегда удовольствие, - добавляет он. - Мы вообще делаем то, что любим. И чудо, что мы еще способны на это!
«Модники» не первый раз в Москве. Перед самым началом гастролей Дэйв поделился впечатлениями и планами:
- Россия так изменилась за то время, что мы сюда ездим. Это фантастическая страна! Пойдем смотреть Москву, сходим в Кремль, посмотрим достопримечательности. Думаю, будет здорово!
Что ж, это тот самый случай, когда можно быть совершенно уверенным: мечты сбудутся. Новый альбом содержит мощный сингл Heaven («Небеса»), по которому уже снято «убойное» видео, с триумфом прошедшее на музыкальных телеканалах . Он прозвучит и на московском концерте Depeche Mode.
А всего Depeche Mode объездят в ходе этого тура 25 стран на разных континентах. Первым был Телль-Авив, потом – Москва и Питер. А затем оригинальных «модников» ждут Афины , Лондон, Париж, Берлин, Копенгаген, Киев, Минск… И Северная Америка!