Охлобыстин сыграл Чапаева. Василий Иванович как звездой экрана
Виктор Иванович Тихомиров – один из ярких представителей Художественного объединения «Митьки». «Чапаев. Чапаев» – четырнадцатый фильм талантливого художника, сценариста, актера и писателя, и он снят по роману самого режиссера. Герои Гражданской войны – Василий Чапаев, Петька, Анка, а также некоторые из их врагов, вновь появляются на свет, в каком-то периоде советской эпохи (50-е и 60-е годы), но в ином, как правило, противоположном качестве.
Так, Василий Иванович (Иван Охлобыстин) становится популярным киноактером, пижоном и бабником. Как бы это не совсем Чапаев, а тот, кто играет его в советском фильме, но по любому он один и тот же человек – Иван Охлобыстин.
На утверждение влюбленной в него комсомолки и красавицы Сонечки: «Вы же – мужчина?!», Чапаев-артист отвечает: «Я – мужчина, это правда, только меня укачивает». Полярник (Михаил Шац), один из представителей новых героев, на машинке сам строчит себе трусы, и медленно, но верно превращается в пузатого мещанина в шелковом малиновом халате. Сергей Перегудов играет лучшее творение социализма – пионервожатого-сержанта Павла, у которого в душе не пламенный мотор, а доброе сердце, в руках – не автомат, а велосипед.
Но кроме детей его никто не любит, всерьез не принимает, и в отличие от бравого и сексуального артиста Охлобыстина-Чапаева (между прочим, о «мачизме» и мужской харизме Василия Чапаева в последние годы сняли не один фильм) – женщины «ура» ему не кричат, и в воздух чепчики не бросают.
Виктор Тихомиров с помощью блистательной игры актеров – Ивана Охлобыстина, Александра Баширова, Михаила Шаца, Сергея Перегудова и молодых артистов, потрясающей камеры одного из лучших операторов страны Сергея Юриздицкого, показывает – во что воплотилась идея о коммунистическом будущем. Дочери героев-полярников вырастают в жадных, злых дамочек, с криминальными замашками и полным отсутствием идей гуманизма и сострадания. Суровая любовь, которая была на Гражданской войне, трансформировалась в бытовуху с постельными и столовыми радостями, с водочкой, квашенной капустой, и «недоделанными» трусами под пыльным шкафом.
В фильме «Чапаев.Чапаев» – весь спектр юмора – от сарказма и гротеска до чаплинского комизма. Правда, Большой зал Дома кино смеялся редко – возможно, потому что даже самым безжалостным критикам жаль расставаться с мифом о Василии Чапаеве и его верных русских друзьях – Петьке и Анке. Между прочим, дивизия Василия Чапаева, по крайней мере, перед ее гибелью, в фильме Виктора Тихомирова очень интернациональная – в ней даже не один темнокожий, а несколько очень темнокожих бойцов.
На вопрос к этим «черным» бойцам: «Как же вас сюда занесло?», - такой простой ответ: «Жрать захочешь, и не туда занесет». А занесло, грубо говоря, людей со всех материков в Россию, понятно почему – красивая природа, большая территория, горы, леса, реки, поля, и хлеба должно быть много, и любви много, но, счастья нет. Героические поступки как-то неправильно заканчиваются, но и трусость, которая свойственна не настоящему Чапаеву, а человеку, который его играет, омерзительна и недальновидна.
Историю «Чапаев. Чапаев» Виктор Тихомиров снимал четыре года, и практически на свои деньги (на первоначальном этапе финансовую поддержку оказала продюсер из Москвы Наталья Иванова).
– Деньги, которые я зарабатываю как художник, вкладываю в кино. Чапаев — это наша мифология. Когда нет идеологии, то людям необходимо дать хотя бы мифологию. В моем фильме – очень много любви: все герои кого-то любят, – Анка — Петьку, Петька — Василия Ивановича, – объяснил «Вечерней Москве» Виктор Тихомиров.
26 июня фильм «Чапаев. Чапаев» Виктор Тихомиров представит в своем родном Санкт-Петербурге. Ивана Охлобыстина ждали на московской премьере фильма, но, увы. Зато молодые актеры, которых большой художник, человек с верным глазом Виктор Тихомиров, дал путевку в кино, - впервые увидели себя на большом экране, и это их окрыляло.
В фильме «Чапаев.Чапаев» удивительные по красоте, юмору, характеру детские лица… Значит, будущее у нас есть.
В фильме звучит музыку друга Виктора Тихомирова – Бориса Гребенщикова «Красная река».