Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Скандалы на Олимпиаде в Париже

Скандалы на Олимпиаде в Париже

Даниил из «Аэрофлота» и другие: бортпроводники покорили социальные сети

Даниил из «Аэрофлота» и другие: бортпроводники покорили социальные сети

Когда появилась окрошка?

Когда появилась окрошка?

Что происходит с олимпийскими объектами после игр?

Что происходит с олимпийскими объектами после игр?

SHAMAN: творческий путь

SHAMAN: творческий путь

Почему Байден вышел из президентской гонки?

Почему Байден вышел из президентской гонки?

Почему люди «тапают» хомяка?

Почему люди «тапают» хомяка?

Скандальная битва за Wildberries

Скандальная битва за Wildberries

5 известных работ архитектора Константина Мельникова

Развлечения
Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности.
Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности. / Фото: Wikipedia

Даже те, кто не очень силен в истории архитектуры, визуально знают «тот самый» круглый дом с ромбовидными окошками. Необычный, причудливый фасад дома уютно затерян среди более высоких и «квадратных» построек Арбата, словно космический пришелец среди землян. Сейчас здесь расположен музей, а в 60-е годы в доме, построенном специально для себя, жил и работал великий архитектор Константин Мельников, имя которого на Западе, как ни печально, известно значительно больше, чем у нас.

Один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах, будучи уже в 1930-е годы признанным во всем мире как «великий русский архитектор» современности, у себя на родине, к сожалению, так просто принят не был.

Для Советского Союза его творческая концепция была излишне вызывающей и «прозападной», противоречила господствовавшим неоклассицизму и сталинскому ампиру. Непонятый вождями, талантливый мастер был фактически отлучен от профессии. Заказов ему не делали, его проекты игнорировались. Талант простаивал, приходилось ограничиваться преподаванием. Последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом, а умер Константин Степанович в 1974 году. Страшно представить, сколько замыслов ему не суждено было реализовать за эти годы!

Почести, как и для большинства непризнанных великих, пришли уже после смерти творца, хотя на Западе имя Мельникова уже тогда стояло в одном ряду с такими ведущими авангардистами мира, как Корбюзье, Райт, Перре. Да и сейчас советская архитектура у многих западных экспертов ассоциируется именно с его именем, как с главным символом. У нас же о нем заговорили, когда в 1990 году, в честь столетнего юбилея архитектора, ЮНЕСКО объявило этот год годом Константина Мельникова. Затем, в 2001 уже году, опросы членов Российской академии архитектуры и строительных наук выявили первое место Мельникова среди выдающихся отечественных архитекторов XX века (и третье — в мировом списке).

Возможно, судьба сложилась бы иначе, если бы Мельников отказался от выбранного им направления, стал более «классическим», ведь в самом начале своего творческого пути он обучался академической архитектуре, ассистировал при строительстве завода ЗИЛа, выполненном в духе неоклассицизма. Но архитектор оставался верен себе и своему неординарному стилю до последнего дня.

Вся его жизнь, с детства, проведенного среди природы академических владений Петровской лесной и земледельческой академии (сейчас - Российский государственный аграрный университет), где его отец служил на строительстве, а затем в домике в Лихоборах, и до смерти в своем доме на Арбате – была пронизана искусством и поисками стиля. Устроенное родителями вхождение ребенка в семью известного инженера и преподавателя В.Чаплина, ставшего Учителем и другом, поступление 15-летним в Московское училище ваяния и зодчества в 1905 году - определили последующие 12 лет. Общее образование (1910), затем отделения живописи (1914) и архитектуры (1917), женитьба, помощь на различных постройках московских архитекторов, в основном по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин», разработка фасадов первого в России автомобильного завода АМО (в настоящее время завод ЗИЛ) - в качестве преддипломной практики, революция, в 1918 году - работа в Архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета, первой государственной архитектурной артели советского времени, которой руководили И. В. Жолтовский и А. В. Щусев… Профессорство во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских) в 1920, создание мастерской экспериментальной архитектуры. Членство в Архитектурном отделе Наркомпроса, представительство в Рабисе. Не самая неудачная, казалось бы, биография, однако, что эти роли и членства по сравнению с невозможностью донести свою идею, облечь ее в реальную форму!

Весь период реализуемого творчества, на самом деле, компактен. Осуществлено всего лишь 27 архитектурных проектов, из которых и то сохранилось 16. Первая большая работа, павильон "Махорка" на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года; давший путевку в советскую жизнь «хрустальный» саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина 1924 года; четыре гаража, шесть клубов; Ново-Сухаревский рынок с его идеальной «киосковой» организацией пространства; планировка ЦПКиО им. А. М. Горького; собственный дом в Кривоарбатском переулке. Остальное так и осталось странным рисунком на бумаге – пришел помпезный «сталинский ампир», и эстетические приоритеты Мельникова, к сожалению, стали никому не нужны, раскритикованы как «формалистские» и названы «трюкачеством».

В день рождения великого архитектора «Вечерняя Москва» вспоминает 5 самых известных его творений:

1. Павильон «Махорка»

5 известных работ архитектора Константина Мельникова Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Деревянный павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Мельникова в новаторском духе. Именно в нем ясно прозвучал отход архитектора от каких-либо классических течений архитектуры. Заказчик – Всероссийский Махорочный синдикат – резко негативно встретил готовую постройку: вместо желаемого стандартного одноэтажного сооружения-коробки, они увидели концептуальное сооружение геометрической формы, с ломаными линиями, большими плоскостями ярких плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением. Это было что-то чрезвычайно новое, свежее, не имеющее аналогов, совершенно отличное от других сооружений выставки. Несмотря на негатив со стороны заказчика, Мельников получил одобрение и поддержку главного архитектора выставки – влиятельного А. В. Щусева.

Значимость «Махорки», на самом деле, очень высока – это было настоящее обновление. Обновление архитектурного языка, обновление восприятия, обновление всего облика архитектуры XX века. Толчок развития конструктивизма, его золотой пример. Тем более замечательно то, как Мельников сумел воплотить революционно новую концепцию в таком традиционнейшем материале, как дерево.

2. Советский павильон в Париже

5 известных работ архитектора Константина Мельникова Фото: Wikipedia

В конце 1924 года молодое советское государство, только-только установившее дипотношения с Францией, пригласили принять участие в Международной выставке современных декоративных и прикладных искусств в Париже. Ударить в грязь лицом было нельзя. Был объявлен закрытый конкурс на проект павильона СССР, и проект молодого архитектора Мельникова был выбран лучшим. И не зря – павильон СССР выглядел свежо, бодро, словно олицетворяя динамизм, энергию молодого государства. Легкая конструкция из дерева и большого количества стекла с диагональной надстройкой была заметна на Выставке издалека. Использованный тот же, что и при проектировании «Махорки», подход был развит и принес Мельникову мировую славу смелого авангардиста, а его павильон стал один из примеров для будущих поколений авангардистов во всем мире.

3. Гараж на Новорязанской улице

5 известных работ архитектора Константина Мельникова Фото: Wikipedia

Известность, которую Мельников получил после Парижской выставки, вылилась в заказ на проект гаража вместимостью в тысячу машин в Париже. Идеи, заложенные в этот так и нереализованный проект, были использованы и развиты в проектах четырех построенных московских гаражей, во многом определивших образ города в 20-30-е годы – выполненного в форме параллелограмма Бахметьевского (в котором не так давно еще располагался Центр современной культуры «Гараж»), Гаража-подковы на Новорязанской, Гаража Интуриста, Гаража Госплана.

Гараж на Новорязанской при виде сверху напоминает гигантскую подкову. Такая необычная планировка, предложенная Мельниковым, позволила лучше организовать выделенное под застройку пространство – неудобный участок треугольной формы. Так же, как и в других «гаражных» работах, он тщательно изучил концепцию передвижения и парковки машин, позволив максимально компактное размещение большого количества грузовиков. Не только удобство и эргономичность, конечно же, стали главными достоинствами сооружения, но я и яркая экспрессия архитектуры: выразительные выступающие фасады из красного кирпича с круглыми окнами контрастируют с полностью стеклянными стенами, состоящими из мелких мозаичных квадратиков стекла, интересные линии перекрытий. Этот впечатляющий образец авангарда вдохновил в свое время известного фотографа-конструктивиста Александра Родченко на ряд фоторабот, опубликованных во французском журнале «L' Architecture Vivante».

В настоящее время в гараже на Новорязанской улице продолжает располагаться 4-й автобусный парк.

4. Дом культуры им. И. В. Русакова

5 известных работ архитектора Константина Мельникова Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

20-30-е годы, ставшие по-настоящему «золотыми» для Константина Мельникова, были ознаменованы набирающим обороты профсоюзным движением и активно развернувшимся поэтому клубным строительством. Клубы Мельникова, различные по функционалу и форме, объединяет использование внешних лестниц, что позволяло выгодно использовать внутреннее пространство, и гибкая система залов - пространство можно было изменять с помощью подвижных перегородок.

Клуб им. Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх «щупальцах» - выступах. «Взъерошенный», живой, словно бы из другого мира, но в то же время предназначенный для людей и вполне земной, клуб отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями. Сочетание железобетонного каркаса и стеклянных окон-стен в зрительном зале, а также системы трансформируемых перегородок было поистине прогрессивным явлением для того времени. Здание клуба изначально было построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. В наше время там располагался театр Виктюка.

5. Дом-мастерская архитектора

Гараж на Новорязанской улице в Москве. Гараж на Новорязанской улице в Москве. / Фото: Wikipedia

Дом Мельникова – одно из самых известных и необычных творений мастера, а по мнению некоторых исследователей - вершина его творчества и шедевр русской архитектуры. Новаторский дом-мастерская был построен им для себя и своей семьи в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке. Для жилых построек советского времени абсолютно нехарактерный, этот цилиндрический одноквартирный особняк с рядами гладких шестиугольных окошек в самом центре Москвы был чем-то из другой реальности. Среди окружавших его стандартных коробок он выглядел словно примостившийся на пару минут на парковку космический корабль. Гладкая поверхность, усеянная сотами окон, необычная композиция из двух цилиндров разной высоты, «врезанных» друг в друга на треть радиуса, напоминая тем самым цифру «8» - это было нечто уникальное.

Кроме того, внутри дома Мельников также много экспериментировал - с формой, пространством, освещением, интерьером. Так, невероятно трогательным в этом космическом корабле выглядит люк в полу, чтобы складывать в погреб картошку, свой собственный садик, икона в углу…

Говорят, что после создания поистине совершенного произведения, талант архитектора достиг наивысшей точки, и дальше невозможно было повторить нечто подобное. Или же он просто узнал секрет Совершенства в обмен на дальнейшее спокойствие. Так это или нет, но факт остается: затем творчество талантливого архитектора замедляется в своем развитии, больше он не создает ничего такого же замечательного. До сих пор сотни начинающих и опытных архитекторов со всего мира с замиранием сердца рассматривают этот таинственный дом, пытаясь разгадать загадку такого идеального исполнения.

После смерти Константина Мельникова, его дом был неофициально превращён в закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников. Сейчас Дом Мельникова завещан государству и в нем планируется создание официального государственного музея отца и сына Мельниковых, но сложности правового положения пока не позволяют говорить о чем-то конкретном.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.