Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Мятежный классик «сурового стиля»

Развлечения

…Все-таки хорошо, что не перевелись на Руси меценаты. Особенно сегодня, когда российское искусство на крупных международных аукционах и вернисажах бьет все рекорды популярности. Причем любопытно, что самый пристальный интерес международного художественной общественности и любителей изобразительного искусства снискал сегодня, казалось бы, самый «проблемный» период в истории отечественной живописи – советское искусство. Почему? Об этом пишутся уже тома исследовательских работ, а советские художники (многие - посмертно) обретают вторую, головокружительную жизнь в самых блестящих западных художественных салонах, коллекционеры прямо-таки сражаются за их работы на престижных аукционных торгах.

Московский предприниматель и большой любитель живописи Андрей Филатов собрал уже значительную коллекцию работ выдающихся советских художников. Причем не держит их в «собственных стенах», а периодически организует экспозиции в галереях и салонах - у нас и за рубежом. А также - занимается издательством искусствоведческих книг, посвященных творчеству советских мастеров кисти. Вот и недавно в Лондоне был подписан договор с крупным издательством о публикации в Великобритании книги о выдающемся советском художнике «Виктор Попков» - на английском языке. Работа над изданием сегодня уже идет полным ходом.

Творчество Виктора Попкова стало основанием для подобной книги , разумеется, не случайно. Дело в том, что этот художник занимает действительно особое, в чем-то даже парадоксальное место среди коллег , творивших в одно время с ним, – во второй половине прошлого века. Ему удавалось, кажется, совершенно невероятное. Так, уже студенческие работы Попкова демонстрировались в Третьяковской галерее. А в «лохматом» 1967-м он умудрился … завоевать Гран-при на Всемирном биеннале в Париже, став обладателем одной из самых престижных наград в мире изобразительного искусства.

Причина таких достижений в принципе ясна: Попков в не самой светлой, скажем так, атмосфере советской цензуры сумел выжить, да еще как подлинный художник-новатор. В его полотнах явственно прослеживаются самые радикальные художественные влияния: и пластический экспрессионизм Модильяни – с его изощренностью и выразительностью, графичностью линии; и светлое удивление импрессионистов; и глубокая метафоричность Пикассо. И вместе с тем никак невозможно отметить в работах Попкова прямое копирование кого-либо из великих – он сам по себе, самодостаточен и выразителен, всегда интересен. все эти «измы» не исчерпывают глубокой и теплой человеческой сущности работ Попкова – что и придает им особую притягательность.

Автор лондонской кгниги «Виктор Попков» - известный современный российский художник Петр Козорезенко-мл. – доктор искусствоведения, член Российской Академии художеств, председатель Секции реставрации Творческого союза художников России. Незадолго до выхода книги в свет он ответил на эксклюзивные вопросы нашего корреспондента:

- Почему среди многообразия имен российских художников-авангардистов, работавших в советское время, вы выбрали именно Виктора Попкова?

- Думаю, начать надо с небольшого искусствоведческого экскурса: В.Е. Попков - один из родоначальников и создателей «сурового стиля» в советском искусстве. Что такое «суровый стиль»? Его представители несколько отошли от классического восприятия формы натуры - мощно, монументально, если можно так сказать, они пытались найти свое творческое лицо. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. Основатели «сурового стиля» у нас, кроме В.Е Попкова, - это Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский, частично Ефрем Зверьков - наиболее яркие представители.

- Чем лично для Вас – как художника и искусствоведа – в первую очередь интересно творчество Виктора Попкова?

- Вопрос достаточно сложный и в то же время простой. Я вырос на его творчестве. Как на многих других работах советских художников - потому что я учился сначала в художественной школе, потом в художественном университете. Отец у меня - народный художник РФ . Походы по выставкам, в Третьяковскую галерею, Русский музей – этим были заполнены мои детство и юность.

Ну а что касается Попкова – его творчество всегда стояло перед глазами. Поразителен хотя бы такой факт: студенческую картину Виктора Попкова «Строители Братской ГЭС» Третьяковская галерея купила, когда автору было всего 27 лет! А ведь это мощнейший показатель признания в советское время.

Он не успел получить различные звания и регалии – художник трагически погиб в 42 года. Сегодня иногда пытаются противопоставлять его режиму, но это не совсем правильно. Просто он начал искать свой новый стиль, который не всегда вязался с классическим искусством, но это не было прямым протестом против режима. Если, например мы возьмем для сравнения художников-нонкомформистов, - таких, как Зверев, Кабаков, Яковлев, которые были принципиально противопоставлены советской власти, - то с Попковым все немножко не так. Его работы все-таки официально экспонировались, его картины покупали, он не бедствовал.

- Какие работы Виктора Попкова вы особенно отличаете?

- Он очень много написал. Хочу начать с работы, созданной сразу после института - «Весна в депо». На первый взгляд это такое классическое – реалистическое искусство, в стиле наших советских академиков периода 50-х: Пластова, Решетникова, Герасимова. Внешне - классическое русско-советское искусство. Но – очень интересно! Здесь, правда, еще нет того Попкова, которого мы все знаем.

Следующая знаковая работа, на мой взгляд, - «Строители Братской ГЭС», которую купила Третьяковская галерея. Она тоже вроде решена в классическом стиле, но здесь мы уже видим какие-то моменты начала его «сурового стиля»: более монументальные формы, локальные цвета.
Потом, очень мне нравится его работа «Белые лошадь» - вот это уже классический Попков! Это условность, аллегория: красный дом, белая лошадь, намеченное неясными штрихами небо… Это полотно словно перекликающаяся с чем-то невидимым. Картина была написана в период Карибского кризис., она содержит аллегорию: убитые ведь не завидуют живущим.

Вот еще замечательная работа «У Белого моря». Виктор Ефимович много ездил по Северу, по деревням, общался с местными жителями. У него в дальнейшем будет еще много работ, посвященных северному этапу. А картина «Бригада отдыхает», стала в прошлом году символом матча за звание Чемпиона мира по шахматам, который проходил в Третьяковской галерее. Здесь тоже круговая композиция, это уже классический «суровый стиль» - так сказать, классический Попков

Работа «Двое» также находится в ГТГ - аллегоричная, здесь ярко воплощено мужское и женское начало, необычная композиция. В женской фигуре даже просматривается что-то от Боттичелли, из эпохи Возрождения. Картина «Воспоминание вдовы», также экспонируемая в Третьяковке, относится к периоду, когда художник ездил по Северу. Он видит женщин Севера в красных, «жизнеутверждающих» одеждах, хотя мужей у них уже не осталось.

В замечательной работе «Одна», построенной на лаконичной аллегории, женщина тоже в красном: окно, церковь, слева портрет мужа, погибшего на войне… Интересны также «этно»- картина «Северная песня», автобиографическая работа «Воскресенье» (она еще «Мой день» называется, это он себя изобразил на крыше - птицы, тут же у него стоит кувшинчик с вином…).Выразительны работы «Художник в лесу», «Мне 40 лет», «Зимние каникулы», «Хороший человек была бабка Анисья» из Третьяковки, незаконченное полотно «Осенние дожди»…При этом период активного творчества у Попкова ведь был совсем коротким, он погиб в 1974-м., а институт закончил в 1950-м. Всего 16-17 лет.

- Какие факты биографии художника Вас особенно привлекают?

- Он был незаурядным человеком, трудоголиком; при этом был прямым и честным. Говорил правду в глаза. На одном из заседаний Союза художников выступил против действующего руководителя.

Был хорошим другом. Сын рассказывал: у него был приятель, у которого не покупали картины, он сильно переживал. Виктор купил у него несколько картин - просто помог, поддержал, они ему особо были не нужны. А тот художник вдруг получил хороший заказ, пришел к Виктору и забрал свои картины, вернул деньги - посчитал, что мало получил. Вот так: два взгляда на одну ситуацию.

- Книга «Виктор Попков» выходит на английском - почему, на ваш взгляд, сегодня особенно важно пропагандировать творчество советских художников в Европе?

- Дело в том, что в мире этот период знают не совсем хорошо. У нас - знают русский и советский авангард начала прошлого века: Григорьев, Малевич, Кандинский, этакое левое искусство. Или знают классиков: Айвазовский, Шишкин, Поленов, Верещагин… Ну а советское искусство за границей знают в основном только по тем работам, что в 90-е вывозились из России: флаги, пионеры… Художников мирового уровня тоже теперь знают, но плохо. А ведь они профессионалы, и хочется донести их творчество до более широкой аудитории. Это мощное искусство, оно может нравиться или не нравиться – как кто-то любит сладкое, а кто-то соленое. Но хочется, чтобы наших художников узнали по-настоящему.

- Где сегодня в Москве, в России можно познакомиться с работами Виктора Попкова?

- Довольно много картин Попкова представлено в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ряд работ - в Музее реалистического искусства, в Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.