7 знаменитых спектаклей Театра Сатиры
Открылся театр обозрением "Москва с точки зрения". Вскоре актёры поняли, что на одних лишь обозрениях они растрачивают свой профессионализм и задумались о других жанрах. На этой волне в театре появится новый режиссёр – приглашённый из МХАТа Второго Борис Сушкевич, первым спектаклем которого стала "Ночь перед рождеством" по мотивам знаменитой повести Николая Гоголя. Новым руководителем театра стал один из режиссёров МХАТ Николай Горчаков, возглавлявший "Сатиру" с 1933 по 1948, если не считать перерыва во время войны.
В тридцатые годы театр сменил адрес, переехав из обжитого подвальчика на Садово-Триумфальную улицу (в пятидесятые его на этом месте сменил "Современник"). Команда Гончарова сосредоточилась на постановке комедий и водевилей, в репертуаре появились авторы: Алексей Толстой, Антон Чехов, Максим Горький, Бернард Шоу, Жан-Батист Мольер и многие другие. В середине сороковых театр снова сменил адрес, переехав на Малую Бронную, а в пятидесятые и вовсе начался новый этап в жизни театра. Его руководителем стал Валентин Николаевич Плучек, при котором "Сатира" обрела свой постоянный дом на Триумфальной площади.
Спектакли Плучека "А был ли Иван Иванович?" по Назыму Хикмету и "Тёркин на том свете" по Александру Твардовскому, а также постановка Марка Захарова "Доходное место" по Александру Островскому, стали значительными событиями художественной и общественной жизни Москвы. В это время театр обратился к философской трагической сатире, создав цикл спектаклей, вбирающих в себя самые разнообразные жанровые элементы - от трагедии до фарса. Лучшими из них стали "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" Макса Фриша, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера де Бомарше, "Ревизор" Николая Гоголя, "Горе от ума" Александра Грибоедова, "Бег" Михаила Булгакова, "Трёхгрошевая опера" Бертольда Брехта, "Идеальный муж" Оскара Уайльда и "Укрощение строптивой" Уильяма Шекспира.
В труппу театра входили такие известные артисты, как Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Державин и многие другие. В 2000 году художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Ширвиндт.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых спектаклей одного из лучших театров России.
"Свадьба с приданым" Николая Дьяконова в постановке Бориса Равенских (1950)
Сюжет спектакля прост – это история сватовства колхозного бригадира к девушке-бригадиру из соседнего колхоза. Замысел пьесы родился у Дьяконова во время пребывания в одной из деревень, где он стал невольным свидетелем любовного свидания, во время которого парень делал предложение руки и сердца, а девушка отказывала – не хотела идти в отсталый колхоз. Премьера спектакля состоялась 12 марта 1950 года, а ещё через три года на киностудии имени Горького был снят одноименный фильм, пользовавшийся не меньшей популярностью.
"Клоп" Владимира Маяковского в постановке Валентина Плучека и Сергея Юткевича (1955)
С именем Маяковского Плучека связывали давние отношения – в молодости он играл в спектаклях Всеволода Мейерхольда "Баня" и "Клоп", а придя в Театр Сатиры поставил их уже сам. Смеясь над потерявшим рабочее и человеческое первородство Скрипкиным, зрители в буквальном смысле освобождались от собственных недостатков.
"Доходное место" Александра Островского в постановке Марка Захарова (1967)
Первый режиссёрский успех Захарова на профессиональной сцене. Режиссёр поместил главного героя, которого блистательно играл Андрей Миронов, в лабиринт бесконечных дверей, стульев и столов, поставленных на два круга, один внутри другого. Легендарный спектакль успели отыграть сорок раз, когда на просмотр приехала министр культуры Екатерина Фурцева, сообщившая о том, что она обнаружила в постановке антисоветскую направленность и общую режиссёрскую деградацию.
"Малыш и Карлсон, который живет на крыше" Астрид Линдгрен в постановке Маргариты Микаэлян (1968)
Знаменитая постановка идёт на сцене театра уже более 40 лет. За это время её посмотрели около трёх миллионов зрителей. В 1969 году на основе спектакля был снят популярный телефильм. К сожалению, теперь в спектакле нет Спартака Мишулина, блистательно игравшего бравого, смешного толстячка с пропеллером, всегда готового скрасить одиночество маленького мальчика. Зато изначальная режиссура Мишулина сохранена до мельчайших деталей.
"Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера де Бомарше в постановке Валентина Плучека (1969)
Яркий, далёкий от полутонов, вызывающий на поединок бесформие, безобразность, бормотание и нищету духа, этот спектакль на протяжении 18 лет являлся визитной карточной театра. Андрей Миронов играл Фигаро несравненно - он был странно сосредоточен и виртуозно остроумен, найдя в этой роли удивительную гармонию, позволявшую ему быть одновременно искромётным и удивительно трогательным. Артист поднимался до трагических высот, при этом не позволяя проступить ложному пафосу.
"Ревизор" Николая Гоголя в постановке Валентина Плучека (1972)
Плучек взглянул на пьесу сквозь призму гоголевской "Шинели". Спектакль был несомненно актёрский - здесь были живые, хотя и преувеличенные характеры и страсти, но главное - звёздная актёрская команда. Каждый персонаж получился особенным, хотя и отличным от традиционного представления. Неоднозначность и противоречивость характеров оттенялась ещё и их человечностью.
"Трёхгрошовая опера" Бертольда Брехта в постановке Валентина Плучека (1980)
Постановка отличалась совсем небезобидной, а временами просто злой гротескностью. Эта версия "Трёхгрошовой оперы" - не разновидность памфлетного мюзикла о ворах, а монументальная оратория, современное гран-ревю на вечную тему грязного богатства с его произволом, властью над всеми ценностями и идеалами. Валентин Николаевич не стремился лишить пьесу полнозвучности, многокрасочности, и эмоций - спектакль обвинял современного человека в бездушии, отсутствии добрых чувств, исчезновении настоящих, глубоких страстей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
10 легендарных спектаклей Юрия Любимова
10 легендарных спектаклей Театра на Таганке
8 лучших спектаклей Анатолия Эфроса