Театр жил, театр жив, театр будет жить
К сожалению, пожарная сигнализация сработала только после того, как уже были вызваны пожарные, которые оперативно прибыли и к 9.30 пожар был полностью потушен.
– На момент возгорания в здании театра находились две сотрудницы охраны и уборщица, - рассказывает заместитель директора театра Светлана Скрипниченко. - Поскольку труппа театра в тот момент находилась на Международном театральном фестивале в Екатеринбурге, накануне в зале театра не проводились никакие работы и репетиции. Предварительная версия возгорания, выраженная старшим дознавателем Центрального округа ГУ МЧС, - короткое замыкание. Мы ждём официального заключения экспертизы. Сейчас можем сказать, что пострадавших нет, конструкции здания сохранены, но ряду внутренних помещений театра нанесён ущерб».
Театр сейчас представляет собой печальное зрелище. 50 выгоревших квадратных метров – для маленького театра, который еще называли «Камерной сценой», - это очень большая площадь. В зрительном зале чернеют остовы сидений, приведена в негодность сцена, почти ничего не осталось от зрительского фойе.
Однако в театре кипит жизнь. С первых часов после ЧП оставшиеся сотрудники и волонтеры приступили к ликвидации последствий пожара. А вернувшаяся труппа в экстренном порядке подключилась к работам. Люди в буквальном смысле не спят ночами, чтобы поскорее восстановить свой дом.
Департамент культуры Москвы пообещал помочь театру в ремонте здания. Уже сделано многое для того, чтобы новогодние представления не были отменены. Благодаря этому, действительно, удалось сделать почти невозможное – все спектакли декабря-января будут идти на других театральных площадках столицы. Подробное расписание – на сайте театра.
Театр Русской драмы, который нередко называют православным, имеет непростой творческий путь: сначала - любительский театр-студия, затем – с трудом пробившийся профессиональный театр, которому пришлось довольно долго доказывать своё право носить «лица необщее выраженье». Светские театральные деятели не признавали его за ярко выраженную христианскую позицию, церковные – за саму театральность, которая нередко считается грехом.
Худрука Михаила Щепенко не раз упрекали за «несовременную» богоборческую позицию, однако от своих убеждений он не отступился.
- Наш театр прежде всего утверждающий, - полагает он. - Дьявол есть отец лжи, а потому модное нынче отрицающее искусство насквозь лживо.
Длительную блокаду критики и холодность чиновников от культуры вполне компенсировали полные зрительные залы: в театре, особенно в последнее время, яблоку было негде упасть. Чтобы вместить всех желающих, приходилось приносить стулья и даже сидеть на ступеньках. Самое поразительное, пожалуй, то, что театр, имеющий весь спектр материальных и бытовых сложностей, все эти годы существовал без сколько-нибудь серьезных конфликтов внутри коллектива. Всё потому, что Михаил Щепенко сумел воплотить в себе редкий по нынешним временам тип начальника – стать настоящим учителем, авторитет которого непререкаем.
Всем казалось, что теперь, когда театр признан и обласкан критикой, а на спектаклях полно публики как абсолютно светской, далекой от Церкви, так и священнослужителей в рясах (пожалуй, это единственный театр, куда они ходят регулярно), все трудности позади. Но настоящие испытания, оказывается, только начинались. Пожар произошел на фоне тяжелой болезни Михаила Щепенко, без которого труппа не мыслит своего дальнейшего существования.
- Все мы надеемся, что скоро Михаил Григорьевич опять будет в строю, и театр удастся возродить из пепла, - говорит Валерия Полякова, заслуженная артистка РФ.
– Дорогие друзья, коллеги, зрители и все, кто неравнодушен к судьбе театра! – говорит сам Михаил Щепенко. – Произошла трагическая случайность, последствия которой трудно оценить. Это беда не только для нашего театра, но и для всех наших зрителей, которые являются его неотъемлемой частью.
Пока непонятно, как будет решаться ситуация, но в любом случае театр должен уцелеть. Тем более что мы обладаем колоссальными актёрскими силами и большими замыслами. Театр обязательно воспрянет. Мы благодарны всем зрителям, всем друзьям театра, кто в первые же часы после случившегося позвонил и предложил свою помощь. Она по-прежнему очень нам нужна. Будем благодарны всем, кто сможет приехать в театр и принять участие в восстановительных работах.
Тех, кто хочет помочь театру в эту трудную минуту, ждут каждый день с 11 утра до поздней ночи, по адресу Земляной вал, 64. Без работы не останется никто. Единственное условие – рабочая одежда.
Городские телефоны сейчас не работают. Телефон для связи 8 (926) 356-65-55, 8 925 804 34 94, заместитель директора Светлана Скрипниченко.