Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Тайники души: 5 ключевых мотивов в творчестве Кнута Гамсуна

Развлечения
В 1920 году Гамсун был удостоен Нобелевской премии по литературе за монументальный труд "Плоды земли"
В 1920 году Гамсун был удостоен Нобелевской премии по литературе за монументальный труд «Плоды земли» / Фото: wikipedia.org
19 февраля 1952 года ушёл из жизни замечательный норвежский писатель Кнут Гамсун.

Один из самых популярных в мире драматургов-модернистов, автор более 30 романов, повестей, пьес, рассказов, публицистических книг и сборников стихов, Гамсун известен своей оригинальной и свежей манерой письма. В его произведениях рифмуются мрачная красота скандинавских пейзажей и порочная прелесть человеческой натуры. Описания уединённых уголков природы и потаённых закоулков души, существующих в первородной гармонии и зачастую взаимоопределяющих друг друга, создают прекрасную целостность его лирического текста. Возвышенность изображаемой природы говорит о возвышенности человеческих стремлений, не всегда однако достигаемых соответствующими средствами. Сам Гамсун так писал о своём творчестве: "Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперёк, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины".

Кнут Педерсен (настоящее имя писателя) родился 4 августа 1859 года в местечке Вого в Норвегии. Четвёртый ребёнок в семье деревенского портного, которая вскоре переехала на небольшую ферму Гамсунд, рос в идиллическом окружении холодной красоты фьордов и заснеженных горных вершин, однако финансовое положение его семьи не было лёгким: в девять лет мальчик начал работать в конторе у своего дяди. В 14 лет он покинул дом и пустился в странствия по Норвегии, сменив за эти годы множество мест и занятий: был продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, коробейником. В 17 лет Кнут начал писать и через год выпустил первую книгу - повесть "Загадочный человек. Нурланнская любовная история", а ещё через год – роман "Бьергер". Но не сразу удача улыбается начинающему писателю. Неоднократные попытки покорить США оборачиваются провалом, на родине литературная карьера так же не идёт.

Успех и слава пришли к писателю в 1980 году, когда он поселился в Копенгагене, и опубликовал скандальный психологический роман "Голод". В скандинавской литературе книга произвела сенсацию. В 1892 году Гамсун издал второй крупный роман "Мистерии", продолжающий начатую линию на анализ подсознательных сил героя. Тогда же он начал читать свои знаменитые лекции о норвежской литературе, которые посещали Эдвард Григ и Генрик Ибсен. В этих лекциях молодой писатель обрушивался с резкой критикой на классиков реалистической литературы. Вскоре Гамсуна начали переводить на множество языков - им восхищались во всём мире, в том числе в России – свои восторженные отзывы писателю посвятили Бальмонт, Блок и Горький.

В 1920 году Гамсун был удостоен Нобелевской премии по литературе за монументальный труд "Плоды земли" о стремлении сохранить исконный быт и привязанность к своей земле и культуре на фоне меняющегося мира. Писатель был последовательным критиком американизма, а вместе с ним демократических идеалов и технического прогресса, убивающего естество природы. Правду жизни он видел в патриархальном укладе общества, близости к природе и иррациональном природном начале человеческой натуры. Вместе с женой, актрисой Мари Андерсен, он в 1918 году приобрёл имение Нёрхольм в Южной Норвегии, что позволяло сочетать литературную работу с сельскохозяйственной.

В противовес англосаксонским традициям писатель чтил германскую культуру, а потому был заинтригован и заинтересован фигурой Гитлера, вписывавшейся в его идеал холодного и расчётливого деспота, необходимого для мягкого народа. Первое время он поддерживал нацистов и соответствующие течения в Норвегии, приветствовал оккупацию страны немцами. Впоследствии, столкнувшись со всеми жестокими проявлениями данных течений, Гамсун разочаровался в них. После войны писателя, который встретился с гневом тысяч и тысяч читателей, массово возвращавших его книги, судили за сочувствие нацизму, но преклонный возраст позволил избежать заключения и ограничиться штрафом. Некоторое время прожив принудительно в доме для престарелых, 90-летний Гамсун вернулся в усадьбу Нёрхольм, где и провёл последние годы своей жизни.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить пять ключевых мотивов в творчестве писателя.

1. Подсознание - двигатель души

Начиная со скандально известного романа "Голод", писатель очертил заметный лейтмотив всего своего творчества. Начинающий скандинавский автор совершенно органично вписался в тенденции мировой культуры тех лет, вслед за Ницше, Шопенгауэром, Стринбергом и другими авторами предлагая задуматься о сложных и непредсказуемых подсознательных силах, управляющих каждой отдельной личностью. Поток мыслей и чувств, впечатлений и потаённых движений души, по мнению Гамсуна, и составлял истинную суть человека. В опоре на иррациональное природное начало писатель видел правду. Такой "субъективный" стиль стал визитной карточкой произведений Гамсуна. Свои центральные идеи писатель изложил в "программной" статье "О бессознательной духовной жизни".

2. Поиск самого себя и верность идеалам

Наиболее ярко данная тема раскрывается в пресловутом романе "Голод", повествующем о молодом человеке из провинциального городка, мечтающем стать писателем. Живущий на краю нищеты и постоянного недоедания, он зарабатывает написанием статей в газеты, но постоянно выбирает слишком отвлечённые и сложные для массового читателя темы. Он шокирует жителей города неадекватным от постоянного голода поведением и странными разговорами. Но, несмотря на сложные обстоятельства, герой не изменяет принципам — он не может писать плохие тексты. Схожая тематика прослеживается и в драматической трилогии о борьбе учёного-ницшеанца за свои идеалы ("У врат царства", "Игра жизни", "Вечерняя заря", 1895-1898).

3. Несчастная любовь и путь страданий

Поэтически одухотворённая повесть "Пан" (1894) и один из прекраснейших романов о любви "Виктория" (1898) недаром публикуются рядом в сборниках произведений Гамсуна. Они объединены общим знаменателем: любовное увлечение принимает в них форму наваждения, идеи фикс, неотступного мучения. По-разному проявляемые, но почти всегда продиктованные подсознанием, спонтанные и зачастую вразрез с истинным желанием, поступки и героев не приводят к благоприятному финалу. В силу своей природы герои постоянно строят внешние преграды и препятствия, а на вопрос "почему?" и сами вряд ли ответят. Такая любовь всегда оборачивается у Гамсуна трагедией.

4. Ход времени и угасание надежд

По мере того, как годы писателя брали своё, его живо интересовали проблемы скоротечности времени: он говорил о тщетности стараний и неважности действий перед неизбежностью угасания всего живого. Увядание жизни – естественное требование самой природы, а человеческие амбиции по сравнению с этим извечным укладом жизни – смешная и ненужная мелочь. Этими идеями дышит роман "Под осенней звездой" (1907) и его продолжение "Странник играет под сурдинку" (1909), а также пьеса "У жизни в лапах" (1910). Эти идеи читаются в нескольких из последних крупных произведений писателя - в трилогии "Бродяги" (1927), "Август" (1930) и "А жизнь идёт" (1933). Последний роман Гамсуна – "Кольцо замыкается" (1936) описывает пустую и бесцельную жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться.

5. Торжество природы и близость к корням

Как уже говорилось, Гамсун с неприятием относился к техническому прогрессу, индустриализации и американизации всего мира. Он отвергал стремление западного человека подчинить себе природу, видоизменить её. Впервые с осуждением западных ценностей он выступил ещё в статье 1889 года "Духовная жизнь Америки". Наметившаяся тенденция стала заметнее в последующих романах - "Последняя радость" (1912), "Дети века" (1913), "Местечко Сегельфосс" (1915). Этими же настроениями проникнут "нобелевский" роман "Плоды земли" (1917), в котором рассказывается о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям. Подобным образом, роман "Женщины у колодца" (1920) рассказывает о вымирании маленькой деревушки, заражённой ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Роман "Последняя глава" (1923) представляет собой мрачное повествование о сельском санатории, являющим собой некий оплот тихого эскапизма среди стремительно меняющегося мира.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.