Владимир Дашкевич: «У англичан нет такой музыки к «Шерлоку Холмсу», а у нас – есть!»
Знаменитая заставка к «Шерлоку Холмсу», трогательная тема к «Зимней вишне», мелодии из кинофильмов «Собачье сердце» и «Вор» - что-то из этого списка на слух вспомнит даже далекий от музыки человек. Между тем, Владимир Дашкевич написал девять симфоний, сонаты, струнные квартеты, вокальные циклы, стал автором музыки более чем к 80 спектаклям, написал мюзиклы «Бумбараш», «Пеппи длинный чулок», «Роковые яйца» и две оперы — «Клоп» и «Ревизор».
- Если человек пережил такую вещь, как юбилейный марафон, то самое страшное позади, - улыбается Владимир Дашкевич.
Впрочем, во всем, что касается музыки, галантный романтик (так называют Дашкевича слушатели), предельно серьезен:
- Вагнер писал 5-6-часовые оперы, а сейчас человек воспринимает трехминутные произведения. Формат музыки дошел до предела, еще чуть-чуть – и «Ммм данон» будет восприниматься музыкой. Поэтому сейчас задача – вернуть интеллектуальную музыку слушателю. Большое количество людей хочет, чтобы мозг получал пишу. Надо исправлять психику у того социального слоя, который на это способен. В прошлом году я написал 12 маленьких симфоний, по семь-восемь минут, отношусь у ним как к форме маленьких трагедий Пушкина, в которых - передано большое содержание. Все они оцифрованы и готовы к исполнению.
- Вам не обидно, что Ваше самое известное произведение широкому слушателю – музыка к Шерлоку Холмсу?
- Нет! Понимаете, у каждого композитора есть своя «визитная карточка». Если Чайковский – то это Первый концерт, если Бородин – то это «Половецкие пляски», если Мусоргский – то это «Картинки с выставки». Всегда есть что-то, что западает вдушу слушателя сильнее, чем все остальное.
- А почему так происходит?
- Слушатель все-таки вынужден систематизировать свои впечатления, для него вся современная музыка – это массив, который надо «раскидать» между Гладковым, Рыбниковым, Артемьевым, Дашкевичем, Дунаевским. У каждого есть своя «фишка», как теперь говорят. Моя – «Шерлок Холмс». Но ничего обидного нет, наоборот, я воспринимаю это с некоторым злорадством: у англичан-то такой музыки нет!
- Какое произведение первым придет на ум, если говорить о том, что было написано легко, на одном дыхании?
- Как раз «Шерлок Холмс! Он дался очень легко – я его почти не сочинял. Все летело в уши, я успевал только записывать…
- А тяжелее всего?
- «Зимняя вишня». Лирическая тема – самая сложная. Красивая музыка возникает от общения с красивыми женщинами, и «Зимняя вишня» требовала особого подхода. А главный мой источник вдохновения – это, конечно, красивые женщины. Не только для «Зимней вишни», для всего!
СПРАВКА
Советский и российский композитор и теоретик музыки. Лауреат Государственной премии СССР. Окончил Московский институт тонкой химической технологии. После вуза, параллельно с работой инженером-химиком, учился музыке, посещая семинар самодеятельных композиторов. Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова.
В 1962 году окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс Арама Хачатуряна). В 1973 году в фильме «Капля в море» впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая известной благодаря телепередаче «В гостях у сказки. Эта мелодия также звучала в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году — в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках…», в том числе в песне «Приходите в гости к нам» (в исполнении Оли Рождественской.
С 1979 по 1986 год Владимир Дашкевич сочинял музыку для серии фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», увертюра из фильма стала хитом своего времени.