Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Борьба за свободу: Бессмертное наследие Генрика Ибсена

Развлечения
В экзистенциальных исканиях героев Ибсена отразилась непростая судьба самого классика.
В экзистенциальных исканиях героев Ибсена отразилась непростая судьба самого классика. / Фото: wikipedia.org
20 марта 1828 года родился великий норвежский драматург, поэт и публицист Генрик Ибсен.

Основатель европейской "новой драмы" по праву считается одной из величайших фигур европейского и мирового театра. Пьесы Ибсена – незабвенная классика, их постановки являются программными во многих ведущих театрах мира. Имя мастера – неотъемлемая часть истории драматургии.

На рубеже XIX-XX веков, когда классическая театральная система испытывала мировоззренческий кризис, Ибсен стал одним из первых драматургов, кто выдвинул новые принципы. "Новая драма" перенесла внимание с внешнего действия на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести; с действия - на разговор, оценку, рефлексию, анализ, подтекст. Где раньше правила бал закрученная интрига – теперь была самая обыденная, привычная всем обстановка, которая ещё больше помогала обнажить душу героев. Как писал другой классик "новой драмы" Антон Чехов: "Люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы". Так и драматургические произведения "великого скандинава", которого нередко называют "северным Чеховым", глубоко психологичны и затрагивают ключевые проблемы человеческой личности: свободу выбора пути, самореализацию, любовь, поиски себя и личного счастья.

В экзистенциальных исканиях героев Ибсена отразилась непростая судьба самого классика. Проблема материального достатка и достойного социального положения, с которой с самого детства столкнулся писатель, вступала в конфликт с вопросами призвания и самореализации, принципиальными для его свободолюбивой души. "В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать своё призвание", - утверждал классик. Недаром практически во всех основных пьесах Ибсена ключевым становится конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью.

Генрик Ибсен родился в небольшом норвежском городке Шиен, расположенном на берегу залива Христиании, в семье богатого коммерсанта-судовладельца, потомка древнего знатного рода. В 1836 году семья разорилась, и маленький Генрик стал свидетелем лишений и унижений, с которыми мог столкнуться человек. Прежние друзья и знакомые отворачивались, а незнакомые люди не хотели знать. Суровые испытания не только закалили характер мальчика, но и ожесточили без того замкнутую натуру, заставили искать одиночества и уединения. Во многом именно психологические травмы детства определили творчество будущего классика.
В школе мальчик поражал учителей своими сочинениями, пробовал писать стихи и рассказы, имел склонность к живописи. Но он постоянно вынужден был думать о пропитании, потому выбрал дело, которое приносило бы стабильный доход. Когда ему исполнилось 16 лет, он поступил в ученики аптекаря в маленьком городке Гримштадт, с населением всего в 800 человек. Всё это время он мечтал о получении высшего образования. Мотивы поиска своего призвания и борьбы за него стали впоследствии заметной частью его творчества.

Генрик значительно отличался от жителей маленького городка: его прогрессивные взгляды, революционные идеи и вольность суждений настраивали горожан против него. Через пять лет работы в аптеке молодой человек не выдержал и уехал в Христианию (нынешний Осло), где жил в страшных лишениях, но мог позволить себе развиваться в желанном русле. Постепенно он заводил знакомства, входил в творческие круги. В 1850 году он опубликовал первые стихи и драму из древнеримской истории "Катилина", навеянную революционными событиями 1848 года в Европе. В этом же году впервые была поставлена пьеса Ибсена "Богатырский курган". Первые шаги молодого драматурга пока не были столь успешны, как последующие.

В 1852 году его знакомый Ола-Булем основал в Бергене народный театр и пригласил Ибсена стать режиссёром и директором в нём. Именно Бергенский период стал важным стартом в развитии карьеры Ибсена, сделал ему "имя". В это время он написал множество пьес, основанных на скандинавском фольклоре, проникнутых духом национальной "средневековой" романтики. Поставленная на сцене Бергенского театра пьеса "Пир в Сульгхауге" (1856) прославила Ибсена на всю Норвегию.
В 1857 году 29-летний драматург вернулся в Христианию, чтобы возглавить городской Норвежский театр. В 1858 году он удачно женился, и всю жизнь прожил в счастливом браке. Однако постепенно в нём росло и крепло разочарование: он был разочарован в политике, в националистических идеях, привлекавших его ранее, в лицемерном мещанском укладе норвежского общества. А главное – он испытывал творческий кризис, столкнувшись с неспособностью описать весь спектр и глубину человеческих взаимоотношений с помощью сковывавших его схем и шаблонов: привычной "средневековой" стилистики и романтических клише, принятых в канонической драматургии того времени.

В поисках новых форм и источников вдохновения, Ибсен, выхлопотавший себе писательский пенсион, отправился в 1864 году за границу. Последующие 15 лет прошли за пределами родной Норвегии: писатель жил в Риме, Триесте, Дрездене, Мюнхене. Именно здесь зародились первые произведения, выполненные в духе "новой драмы". Социальный накал его произведений своеобразно перемешивался с глубоким психологизмом, рождая удивительную эстетику. Первыми "новыми" произведениями стали стихотворные драмы "Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). В этой своеобразной дилогии о самоопределении отразились философские искания и размышления самого Ибсена. Последующие произведения - "Столпы общества" (1877), "Кукольный дом" ("Нора", 1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882) при жизни вознесли Ибсену символический памятник драматурга мирового масштаба. Его произведения с большим успехом шли во всех уголках земного шара.

Поздние пьесы Ибсена, написанные на рубеже веков, тяготеют к захватившему общество символизму. Подтекст и психологизм усложняются, на первый план выдвигается тема "сильного человека", способного противостоять системе современного общества, благопристойной на вид, но порочной изнутри. Это ярко отразилось в драмах "Дикая утка" (1884), "Гедда Габлер" (1890), "Строитель Сольнес" (1892). В 1891 году драматург, достигший признания, славы, материального достатка, вернулся в родную Норвегию. На склоне лет он тяжело и долго болел. 23 мая 1906 года 78-летний Ибсен скончался от инсульта в Христиании.

Слава его после смерти только набирала обороты. В Германии был создан странствующий театр, в котором играли только его произведения. В России популярность Ибсена била все рекорды, он стал настоящим "властителем дум" просвещённой интеллигенции. Его ставили Станиславский и Немирович-Данченко, ему посвящали свои исследования Иннокентий Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Александр Блок, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский и другие. Фильмы по произведениям Ибсена регулярно снимались в Норвегии, Франции, Великобритании. И сегодня пьесы Ибсена – одни из самых популярных в театральных постановках по всему миру.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые значимые произведения классика.

1. "Пер Гюнт" (1867)

Первая пьеса Ибсена, написанная в Италии, после того, как драматург в поисках новых форм уехал с семьёй из родной Норвегии. В театроведении принято рассматривать пьесы "Пер Гюнт" и "Бранд", написанную годом ранее, комплексно: в них Ибсен даёт две альтернативные трактовки идеи самоопределения и реализации человеческой личности. Однако именно постановка "Пер Гюнта" принесла Ибсену мировую известность и стала одной из самых популярных его постановок, чему в значительной степени способствовала потрясающая музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе самого Ибсена. В своей драматической поэме, стоявшей у истоков "новой драмы", Ибсен представил вполне традиционный сюжет – странствия "блудного сына". Однако он возвёл историю, облечённую в форму скандинавской народной сказочности, до философской притчи общечеловеческого масштаба - о свободе личности в выборе собственного пути и о цене этой свободы. Главные герои: запутавшийся странник Пер Гюнт, находящийся в вечном поиске, нечто среднее между гуманистом и блаженным, и вечно ждущая его и величественная в своём душевном подвиге Сольвейг – стали любимыми героями многих поколений и классическими образами драматургии. Образ Пер Гюнта, в конце своих бесцельных странствий окончательно утратившего самого себя, стал классическим выражением мировой трагедии индивидуальности и личной судьбы. А образ Сольвейг – одним из сильнейших образов женской верности и жертвенной любви. Для Пер Гюнта Сольвейг стала последним убежищем, сохранившим его личность в своей.

2. "Кукольный дом" ("Нора", 1879)

Одна из самых популярных пьес Ибсена в России, сразу же после написания неверно трактовалась как манифест феминизма. Главная героиня Нора, ушедшая от предавшего её идеалы мужа, воспринималась как сильная женщина, борющаяся против несправедливости "мужского мира". Однако проблематика пьесы гораздо глубже: Ибсен говорит здесь о человеческой свободе как таковой. Семейная жизнь Норы и её мужа показана как мещанская идиллия, благочестивый строй которой глубоко порочен изнутри. Так, история о подделке Норой векселя, в одночасье рушит эту идиллию. Муж всячески обвиняет Нору и не готов поддержать её в сложной ситуации, но, когда проблема неожиданно решается, вновь намерен вернуться к нормальной жизни, как ни в чём не бывало. Нора, осознавшая, насколько мала для мужа её роль как личности, индивида, уходит. Через эту основанную на реальных событиях драму Ибсен критически изобразил всё буржуазное общество 1870-х годов, его лживые нормы и установки. Вся неприязнь существующей ситуации отображена в известных финальных словах Норы: "Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <…> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком". Нора, избравшая путь свободы и одиночества, так же стала одной из излюбленных героинь театрального мира. Её именем был назван астероид, открытый в 1914 году.

3. "Привидения" (1881)

"Привидения" продолжают резкую критику морали XIX века. В произведении заметен усилившийся переход от социально-психологической тематики в сторону более сложного психологизма. Основу сюжета составляет драматическая судьба фру Элене Алвинг, которую в молодости насильно выдали замуж за легкомысленного человека. В её образе воплощён классически ибсеновский жертвенный подвиг: всю жизнь женщина скрывала от сына и общества настоящую личность своего мужа, уважаемого капитана, на деле - алкоголика и развратника. Вступая в противоречие с общественными нормами, фру Алвинг "спасает" и облагораживает образ мужа, в память о нём решив открыть приют для детей. Благодаря душевному величию и красоте ибсеновской героини, низость покойного Алвинга нивелируется и на первый план выходит трагичность его судьбы, в которой потенциально талантливая натура не смогла найти своего выражения и пустилась по лёгкому пути. В России пьеса была запрещена до 1904 года, но сразу после этого она накрепко вошла в репертуар. Её ставили в драмтеатре Веры Комиссаржевской, которая сама играла роль фрау Алвинг, во МХАТе под руководством Станиславского и Немировича-Данченко, в Малом театре. "Привидения" стали одной из любимых пьес Ибсена в России и впоследствии в СССР.

4. "Враг народа" (1882)

"Враг народа", созданный сразу после плохо принятых обществом, скандальных для того времени "Привидений", был своеобразным ответом публике. Главный герой, доктор Томас Стокман, явно несёт в себе отпечаток личности самого автора. Стокман исследует воды источника курортного городка, жителем которого является, и обнаруживает в них загрязнение. Добиваясь их закрытия, он сталкивается с равнодушием, а затем и отчуждением со стороны властей и общества. В одной из своих самых "социальных" пьес Ибсен резко критикует общество, в котором человек занимает высокую позицию, только пока действует в русле общепринятых ценностей, закрывая глаза на правду. Через Стокмана Ибсен провозглашает, что самые опасные "враги истины и свободы — это сплоченное большинство", а "самый сильный человек на свете — это тот, кто наиболее одинок". Как Стокман остался с чувством собственной правоты, так и Ибсен остаётся верен своим идеалам. Роль врача Томаса Стокмана стала звездной ролью самого Константина Сергеевича Станиславского, который поставил пьесу в 1900 году в Московском художественном театре под названием "Доктор Штокман".

5. "Гедда Габлер" (1890)

Легендарная пьеса Ибсена – один из столпов современного мирового театра. Изначально не принятая современниками, вскоре она покорила театральные подмостки по всему миру. Главную героиню играли такие выдающиеся актрисы, как Элеонора Дузе, Луиза Дюмон, Вера Комиссаржевская, Ингрид Бергман. По словам театроведов, роль Гедды для любой актрисы – сродни роли Гамлета. Взяться за неё – непростая и ответственная задача: чтобы ни умалить ни одной черты сложного характеры главной героини ибсеновской пьесы. Написанная в поздний период его деятельности, пьеса исследует тему "сильного человека". На первый взгляд капризное и жестокое, полное цинизма, поведение молодой Гедды Габлер, которая бессердечно играет с судьбами других людей, пытаясь сделать свою жизнь ярче, разобрано Ибсеном на тончайшие психологические подробности. Он пытается объяснить причины такого поведения, кроющиеся в глубоком неприятии мещанской обстановки и однообразного течения жизни, когда сильная и свободолюбивая личность оказывается скована рамками общепринятой морали. В таком положении тонет естество героини, а попытки доказать свою значимость ведут лишь к банальному вызову обществу, завершающемуся самоубийством. "Гедда Габлер" была любимой пьесой самого Ибсена, и он, несомненно, восхищался Геддой, рискнувшей на протест даже в такой форме.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.