Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Северная песня Виктора Попкова

Развлечения
Управлять заводами, приручить великие реки, нести цивилизацию на Крайний Север, одолеть мировую коричневую чуму, возродить города из пепла - всё это смог наш народ. Но не потому, что было "Эх, хорошо в стране советской жить!", а потому что у каждого человека была к тому личная мотивация - вот что читается в портретах художника-философа Виктора Попкова.

21 мая в Великобритании впервые пройдёт выставка этого советского художника, она называется "Виктор Попков: гений русской души" – экспозиция будет представлена в лондонском культурном центре "Сомерсет-хаус". Весомым дополнением к ней станут работы фотографа Игоря Пальмина. Это концептуальный ход - Пальмин был свидетелем советского быта того периода и частной жизни интеллигенции страны, в том числе художников-нонконформистов. Его фотографии - обрамление, фон, атмосфера того пространство-времени, в котором размышлял о судьбах людей художник. И было оно максимально насыщенным, неоднозначным, мятежным, суровым. А каждая отдельная судьба в нём - хрупкой...

Выставку организовал Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Посетители увидят 40 картин художника из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, нескольких региональных музеев и коллекции Арт-фонда семьи Филатовых, в том её ценность - всё и сразу. Причём, 15 "филатовских" - неизвестные зрителю, найденные по одной в разных местах. И тема искренности искусства с его муками конформизма, показом конфликта между официозом и реальностью, видна как в отдельных картинах, так и в сопоставлении коллекций - приобретённых государством для музеев и проигнорированных чиновниками.

Северная песня Виктора Попкова «Шинель отца» (фрагмент, 1972) / Фото: V-popkov.ru

"Двое" (1966)

Когда читаешь дневниковые записи Виктора Попкова, облучаешься смятением его чувств - он не обращал внимания на лавры, продолжал искать, пробовать и перепробовать, вырабатывать, учиться, учиться, учиться... Виктор был ребёнком из московской рабочей семьи, таких называли - "вчерашние москвичи", они только переселились в город в поисках работы. Родился он в 1932 году, до войны оставалось девять лет... Но она пропитала его душу так, что Попков прежде будет долго вызревать, прежде, чем посмеет писать о войне. Это пронзительные картины "Воспоминания. Вдовы" (1966), "Северная песня" (1968) и другие полотна цикла "Мезенские вдовы". В них не только горе от последствий торой мировой войны, героини разных возрастов - завет помнить о войне как судьбах. Полузабытая Империалистическая... Не делившая на своих и чужих Гражданская... Так и не сосчитавшая своих жертв Великая Отечественная... Неизбывное, из поколения в поколение бабье горькое горюшко...

Северная песня Виктора Попкова Фото: V-popkov.ru

"Воспоминания. Вдовы" (1966)

Виктору ли не знать его: отец Ефим погиб под Смоленском сразу, в 1941 году, вынося из боя раненого товарища. Перед боем он написал любимой последнее письмо: "Буду жив, буду писать, убьют - до свидания навсегда. Как сумеешь, так детей и расти. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи — четверо у тебя их. Хорошего человека с четырьмя не найдёшь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь". Стеша наказ выполнила. А в детях кроме обид сиротства поселилась жалость к материнской вдовьей доле.

В 1948 году Виктор поступил в Московское художественно-графическое педагогическое училище, потом окончил Художественный институт имени Сурикова - как график, под наставничеством знаменитого Евгения Кибрика (иллюстрации к "Легенде об Уленшпигеле" Шарля де Костера, "Тарасу Бульбе" Николая Гоголя, "Борису Годунову" Александра Пушкина). Будучи графиком, Попков много потрудился, чтобы подружиться с цветом. Его друг и коллега Карл Фридман написал: "Окончив институт по графической мастерской, он не имел той художественной основы, которой часто обладали живописцы. И вот ежегодные поездки вместе с художниками давали ему возможность совершенствовать свое видение. Давалось это ему очень трудно. Но его необычайная талантливость и трудолюбие уже через несколько лет дали хорошие результаты - стали появляться красивые этюды маслом". Однако у Попкова осталась особенность: замыслы многих картин он предварительно создавал в карандаше.

Ещё студентом Виктор начал творческие командировки. Например, на Иркутскую и Братскую ГЭС. Это как раз недолгий период "оттепели" - люди воспряли духом, был новый, последний, всплеск энтузиазма советских людей. В дурманной вере в величие венца природы показались возможными проектами разворот рек вспять, сады на Марсе и коммунизм чуть ли не завтрашним утром. Далеко не все ради "длинного рубля" снялись с насиженных мест и отправились покорять Север, осваивать целину, строить электростанции и железнодорожные магистрали.

Молодёжь и зрелые люди ехали с искренним восторгом своими руками возводить свою особенную страну. Что они заставали на месте? Какие нелепые, а то и трагические последствия были у тех "больших строек"? Философствование - удел не многих, среди которых Виктор Попков и его картины. Его "Строители Братской ГЭС" (1960-1961) включили автора в представители так называемого "сурового стиля". В картине нет оптимистического упоения, однако, официальную цензуру она одолевает. Обратите внимание на построение пространства картины: её герои стоят на какой-то деревянной конструкции, выглядящей как подмостки. Какое меткое решение - они словно на исторической сцене! А ещё такой приём подхватили другие художники, потому что он даёт необычный визуальный эффект - мы смотрим на героев снизу - неординарно, вроде, и чуть плакатно, но так жизненно в атмосфере той эпохи!

Северная песня Виктора Попкова Фото: V-popkov.ru

"Строители Братска" (1960-1961)

Вслед за этим художник создал полотна, на которых и вовсе нет общественной подоплёки, он вжился в неуверенность, незащищённость, надежду, страх, одиночество своих героев. Это изображения рядового человека, не героев - как поимённых, так и просто по сути, по сопричастности к великому делу. Попков был как-то сам по себе, возможно, потому не понятен тем и другим - между молотом официоза и наковальней непримиримых коллег-нонконформистов. Хотя его живопись, интеллектуально и эмоционально насыщенная, вряд ли оглядывалась на какие-то идеологии. Похоже, каждый его простой горожанин, неизвестный сельчанин - эпизод мироздания, не больше, но и не меньше. Пусть эти полотна в целом - метафоры, но их детали - конкретные жизни, а в них - оттенки личной драмы, часто - трагедии. Посмотрите на красные пятна в контрасте с чёрным и белым, картина "Развод", (1966), на глубину теней и нервность чёрных штрихов в "Больном мальчике", (1967).

Виктор Попков обращался и к лубку: "Полдень", "Дети Переславля", "Владимирские художники", "Студенты на практике". Особенный цикл - картины о Русском Севере, почти не тронутом как благами, так и растлением цивилизации. Центральная картина в цикле - "Северная песня". Она создавалась несколько лет. Легко ли, трудно ли, судите по воспоминаниям самого живописца: "Три года назад мне пришлось прожить 29 дней на востоке от Архангельска в деревне Зимняя Золотица и заездом побывать в двух деревнях на реке Мезени. Замыслов новых работ у меня не было (кроме "Бригада отдыхает", где всё было для меня ясно. Осталась только работа с холстом). Но проходило время, и в минуты, которые нельзя назвать радостными, мои мысли обращались к тому северному месяцу. Стало ясно, что так просто от Мезени мне не уйти. Где-то самое дорогое в моей прошлой жизни живет сейчас там. И на следующий год — опять я в тех краях, уже зная и предчувствуя, что мне нужно. Можно сказать, что тот вечер, когда бабы пели, забыв про нас, не давал мне покоя весь год.

Северная песня Виктора Попкова Фото: V-popkov.ru

"Ой, как всех мужей побрали на войну…" ("Северная песня") (1968)

...Вторая поездка, вроде бы, сбор материала к "Песне". Хозяйка, где я жил, собрала гостей - своих подруг - и, приняв меня в свою компанию, пили брагу и ели лепёшки, да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Боже мой, ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости - теперь уже старухи вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Так родилось полотно "Воспоминания".

...Ну, а для работы "Северная песня" понадобилось еще одно северное лето, хотя эскиз уже был готов. Черновой, трудной работы было много. Пришлось почти для каждой фигуры рисовать и изучать несколько человек. Чтобы потом случайный набросок получился самым необходимым. И если бы не те дивные песни, в которых выражена вся жизнь этих безвестных баб, да перекличка песен с днем сегодняшним, может, не написал бы я "Северную песню" ...Но как только в эту литературно-сюжетную ситуацию я ввел мелодию песни, стараясь все подчинить ей, попробовал холодно-зеленый пейзаж стол¬кнуть с малиновым полыханием цветка на окне. Ввёл физически обиженную Богом горбунью, но осветил её лицо той дивной лучезарной чистотой, глядя на которую, можно забыть и про возраст, и про убогость (вспоминал Стрепетову), ввел рядом с ней (пожалуй, главное) девочку-мелодию, хрупкую и одухотворенную, хотя её сознательно даже писал в другом стилистическом ключе, и которая выражала подтекст всей этой сцены, то картина должна была по мысли приобрести принципиально другое звучание (я не знаю, удалось ли мне это, но так я хотел). Да, и весь холст мне хотелось наполнить этой мелодией.

...Здесь художник "голый", и спрятаться не за что ...И ещё мне хотелось показать в картине слитность двух противоположных групп людей. Несмотря на внешнее различие, на разную жизнь, на то, что одни - живут в деревне, а другие - в городе; всё равно перед большими человеческими переживаниями - такие различия бессильны".

Последней работой Виктора Попкова перед его случайной гибелью стала картина "Осенние дожди (Пушкин)". Виктор Ефимович любил произведения этого поэта, перечитывал их. А замысел картины появился после поездки в Михайловское - как и поэта, его очаровала неброская красота тех пейзажей. И разве она теперь мыслима без присутствия воспевшего её поэта? Сам собой в набросках рисуется силуэт Александра Сергеевича. Кстати, Пушкина Виктор Ефимович писал с художника Юрия Павлова, одетого в специально заказанный для этого фрак. А иногда автор и сам надевал тот фрак - вжиться в образ.

Северная песня Виктора Попкова Фото: V-popkov.ru

"Осенние дожди (Пушкин)" (1974)

Чёрная тонкая отдавшаяся на волю природе фигура поэта вонзилась в дивный пейзаж - в блёклое золото, скромную охру, мягкий изумруд подле лиловеющей Сороти... Однако, всё вместе - довольно пёстрый фон. В нём радость приглушённая, возможно, с тревожным предчувствием, что-то исповедальное в этой картине - Пушкина ли, Попкова ли...

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.