Юрий Александров: Изначально в опере «Крым» хотел видеть Владимира Путина
Представители российской культуры не могли остаться в стороне от событий, которые происходят в Украине. Через несколько часов, в центре Петербурга, в театре «Санкт-Петербургъ Опера» состоится премьера оперы-митинга «Крым».
- Поводом для создания спектакля послужили события, которые обрушились на нашу голову в связи с Украиной. Ситуация там усугубляется с каждой секундой, я специально летал в Ростов, побывал в лагере беженцев, чтобы лучше вникнуть в эту тему. Никому не советую туда ехать, женщины могут сказать два слова, а дальше вой, слезы, и почти все дети заикаются.
Изначально я замышлял этот спектакль как большое массовое действие на открытом пространстве с участием нескольких тысяч зрителей – либо на Дворцовой площади, либо на Красной площади. Я обратился с этой просьбой к правительству, но пока мы ждем ответа на наше предложение. Тема настолько жгла нам сердце, что мы не могли ждать и за три месяца сделали всю работу, так что пока будем играть оперу в нашем театре, - рассказал художественный руководитель театра «Санкт-Петербургъ Опера» Юрий Александров.
Организаторы спектакля не раскрыли тайны, во сколько им обошлась новая постановка, сославшись на то, что в этой истории деньги не главное: «Важно понимать, сколько эта постановка отняла душевных сил», но особо подчеркнули, что это некоммерческий проект и все сборы от спектакля поступят в фонд беженцев с Украины.
Несколько непривычно название «опера-митинг». Как рассказали в театре, митинг подразумевает интерактивное общение, и действие «Крыма» выстроено так, что по ходу спектакля артисты несколько раз задают зрителям вопросы, на которые им нужно ответить либо «да», либо «нет». Одна из журналисток на пресс-конференции, пошутила: «Если это митинг, то вы должны были его согласовывать с властями?» На что Юрий Александров ответил: «Конечно, со всеми согласовано, мне никто не сказал «нельзя», а мягко сказали «пожалуйста», - ведь здесь нет политического конфликта, здесь главное музыка».
Основой для постановки стала опера советского композитора Мариана Коваля «Севастопольцы», написанная во время Великой Отечественной войны, о защитниках города-героя Севастополя. Сохранив музыку Коваля, Юрий Александров полностью переработал партитуру оперы, создав произведение о Родине и народном единстве.
Спектакль проходит в трех временных промежутках. Первая часть – Крымская война 1854 года. Для этой части режиссеру понадобились исторические костюмы XIX века, которые создали по старинным эскизам. Вторая часть – Вторая мировая война и Великая Отечественная война, где артисты одеты в другие военные костюмы. Третья часть – нынешнее время – Майдан, наши современники, дети и женщины.
- Несмотря на то, что в «Крыме» есть огромная доля политики, нашей гражданской позиции никто нам эту работу не заказывал, никто ее не оплачивал. Мы вырезали из оригинальной оперы очень много, например, присущие 1946 году лестные слова в адрес вождя, другие политические моменты и оставили только сокровенное, больное и то, что связано с переживаниями людей. Мы отказались от старого либретто, любовной истории, но в спектакле осталось главное - любовь к Родине, - добавляет Юрий Александров.
Сценическое решение «Крыма» тоже выполнено оригинально – артисты все действие находятся в центре зала. «Мы работаем в центре зала, поэтому нет никаких декораций, бутафорщины, все сосредоточено на актерах. Публика сидит с четырех сторон зала, а также на сцене. Мы хотели, чтобы зрители видели глаза каждого артиста», - говорит худрук «Санкт-Петербургъ Опера».
В спектакле задействованы не только профессиональные актеры, но дети.
- Да, с ними не просто, они подчиняются только тогда, когда им интересно. Но у нас была история - на репетиции хормейстер театра вошла и сказала: «Передали по телевидению, что в Украине погибло 40 детей». После этого начались другие репетиции, не нужно объяснять, говорить - по глазам детей можно было понять, насколько важна для них эта тема, - добавляет Александров.
Как рассказали в театре, вокруг премьеры уже ходят разные слухи, кто-то запугивает, другие говорят, что создатели этой постановки делают себе «дырочку для медали».
- Мы сразу хочу сказать, что никуда не лезем, а просто не можем молчать, когда наших журналистов отстреливают! А что творится с детьми, простыми людьми? - говоря в театре.
Когда создатели только замышляли эту постановку, то в сценарии написали роль для Президента России Владимира Путина. «В том проекте, который я замышлял изначально, в кульминации должен был выйти Владимир Владимирович, рассказать о своей позиции, ответить на вопросы, которые мы ему зададим», - сказал Александров. Но вряд ли Президент найдет время для участия в спектакле, поэтому был введен персонаж, прототип Владимира Владимировича, которого играет артист Никита Захаров, по своему темпераменту очень похожий на Президента. На протяжении спектакля он произносит поэтический текст, где высказывает позицию русского человека по отношению к нравственности, красоте, а в финале «Крыма» поет вместе с артистами.