Неземная музыка Дидье Маруани
Автора астральной музыки для синтезаторов и диско-барабанов позднее прозвали Маленьким принцем космической эры. А первые концерты "Space" он отыграл за клавишами в космическом костюме со шлемом, полностью скрывавшим его лицо, под именем Экама. Участие известного во Франции певца Дидье Маруани в группе "Space" рассекретили только после выхода альбома "Magic Fly", ставшего хитом во всём мире.
Группа стала мегапопулярной в конце 1970-х, а в начале 1980-х добралась и до СССР. Здесь-то легендарный композитор и был ошеломлён мощным неповторимым звучанием армейского хора. Он добился участия хора в записи своей "Космической оперы" (Space Opera), венца эпичного космического музыкального творчества.
Критики полагают, что последующее творчество Маруани лишь с космическими оттенками, а возникшая в начале 1990-х группа с тем же названием имеет мало общего с первым проектом. Дескать, композитор взлетел на непродолжительное время, а дольше 30 лет эксплуатирует старые хиты в новых программах, не демонстрирующих развития его таланта. Да, похоже, та музыка Дидье Маруани - комета мира музыки, пронёсшаяся по Вселенной с таким резонансом, что меломаны не могут забыть её роскошный хвост и не прощают автору непохожих на него музыкальных полотен.
Свежее дыхание могло появиться - Маруани задумал мюзикл "Первый человек в космосе", но ставить его в прошлом году запретила дочь Юрия Гагарина Галина. Ранее через суд вместе с сестрой Еленой она отменила название кинофильма Андрея Панина "Внук Гагарина", в котором подросток сочинил легенду, будто он потомок знаменитого космонавта, но это опровергается героями, да и сам мальчишка признаётся, что выдумал биографию. Что уж говорить об отсыле к историческим событиям космической гонки США и СССР, двум женщинам он не приглянулся на этапе сценария, так что нам всем не видать мюзикла от феноменального Маруани.
Магический полёт: старт!
Дидье Маруани приписывают то итальянское, то алжирское происхождение. А родился (1953 год) и вырос он в крошечном государстве Монако, где с пяти лет ответственно обучался музыке, а с десяти начал сочинять песни. Пятнадцатилетним Дидье переехал во Францию, где отлично окончил Парижскую консерваторию. Он стал сотрудничать с поэтом Этьеном Рода-Жилем, записал свой первый вокальный альбом. Карьера певца началась довольно хорошо, но судьбоносный поворот случился позднее.
Вот уж действительно, пути господни неисповедимы. Источником нового направления в музыке стала рядовая "заказуха": парижский продюсер задумал делать научно-популярную телепередачу "Магический полёт" и попросил Маруани сочинить к ней музыкальную заставку. Дидье написал композицию с одноимённым передаче названием, но проект остановили. Но композитор был уже увлечён созданием космической музыки. Он вместе с Роланом Романелли и Янником Топом в 1977 году собрал группу "Space", выпустил сингл "Магический полёт" ("Magic Fly"), и тот стал сенсацией в Европе.
Звукозаписывающая компания потребовала скорейшей записи целого альбома в этом стиле, Дидье сочинил ещё шесть композиций, так появилась пластинка "Magic Fly", быстро ставшая хитом и по продажам, и в хит-парадах радиостанций и клубов Франции, Германии, Великобритании, Испании, Италии, Скандинавии, Южной Америки, Советского Союза, в национальном диско-чарте США. Следом - второй альбом "Deliverance", закрепивший успех группы и принёсший признание композитору Маруани как талантливому мелодисту при новейших технологиях звукозаписи. Возможно, кажущаяся незатейливость музыки поверхностна.
Дидье рассказал в одном интервью: "Особенно трудно приходилось барабанщику. Он играл под клик, и мы начинали записывать сперва бас-барабан. Представьте себе запись трека бас-барабана при темпе 140 ударов в минуту! Над каждой песней приходилось работать следующим образом: два дня уходило на то, чтобы записать бас-барабан, еще один день уходил на запись малого барабана, и так далее. Это была очень продолжительная работа, поскольку мы пытались добиться максимальной ритмической точности, насколько это было возможно. После того, как были записаны ритм-партии, наложение "космических" звуков было уже более простой задачей".
О сценических костюмах "Space" есть две версии. Музыканты поддерживали такую: это подчёркивает научно-фантастическую направленность музыки. Дидье объяснял: "Я действительно выступал в костюме космонавта, в закрытом шлеме. В таком же виде я являлся на интервью, участвовал в телешоу. Этот образ я придумал, чтобы заключить контракт со звукозаписывающей компанией - этот имидж помог мне успешно продолжить карьеру, ведь до этого я уже выступал как певец, но не столь удачно. Тогда, в 1977 году, это был единственный способ добиться того, чтобы вышла первая пластинка группы "Space". Так что моё появление в соответствующем имидже было вполне оправданным и сыграло свою роль. Первый альбом имел успех, и пропала необходимость эксплуатировать этот образ. И тогда я "разоблачился".
Но также известно, что в то время композитор был связан контрактом с другой фирмой грамзаписи, что и заставило его скрывать лицо и назваться псевдонимом Экама. Не мог же он один стоять на сцене в скафандре, потому так экипировали всех, получилась концептуальность.
Советские проекты "Space"
В СССР тогда ещё не применяли лазеры для развлечений, это было военное оснащение. И шоу французов воспринимали настороженно, на гастроли не звали. Участники звёздного по всем понятиям коллектива придумали хитрость: в Париже пригласили сотрудников советского посольства в самую большую и очень известную дискотеку, где ставили диски "Space" и обыгрывали представление светом. Послы убедились, что вреда от такой музыки нет, и вскоре восемь грузовиков с аппаратурой направились из Франции в Советский Союз - к нам ехал "Space". Его в стране уже знали - фирма "Мелодия" выпустила "Magic Fly". 1983 год, 21 концерт в СССР, более 300 000 зрителей на олимпийских стадионах Москвы, Ленинграда и Киева.
Тогда Дидье уже работал над произведением для синтезатора и хора. И вдруг услышал на гастролях хор ансамбля песни и пляски Советской Армии имени Александрова под управлением Анатолия Мальцева, композитор был потрясён голосами, решил их применить в "Космической опере". Вести переговоры с советскими министрами культуры и обороны пришлось полгода, но разрешение на запись в Москве было получено. Трудности возникли из-за того, что в записи также принимал участие хор Гарвардского университета, наши идеологические противники того периода - американцы. Да ещё в теме космоса, хоть бы и музыкального!
Автор оперы был необычайно горд и счастлив, что записал своё значимое произведение в стране, открывшей космическую эру. И подарочный вариант компакт-диска он передал в "Главкосмос", откуда альбом доставили на российскую космическую станцию "Мир", а потом вывели на орбиту.
На излёте существования СССР, в мае-июне 1991 года, обновлённый "Space" ещё раз побывал у нас с 14 концертами. Эти шоу помнят многие наши соотечественники - высокоуровневая технология освещения, лазеры, проекции и знаменитые композиции Маруани. Главное выступление - на Красной площади, бесплатно для 360 000 зрителей. Казалось бы, музыка почти ретро, ан нет, проностальгировавшие меломаны раскупили ещё 12 миллионов дисков.
Между прочим, в записи альбома "Symphonic Space Dream" 2002 года участвовал Санкт-Петербургский симфонический оркестр из 150 музыкантов. А аранжировку композиций в числе других музыкантов делали Владимир Логозинский и Дмитрий Соболев. Над пластинкой работали дольше семи месяцев, зато Маруани осуществил свою давнюю мечту - объединил электронную музыку со звучанием симфонического оркестра.
Цитаты от Дидье Маруани:
"Мелодия – наиболее важная составляющая любой песни или музыкальной пьесы. Вы можете сделать сотню различных аранжировок одной и той же песни, но прежде всего у вас должна быть Мелодия…"
"Лично я всегда начинаю с композиции. Как только у меня готова мелодия, я начинаю работать над звуками, структурой и аранжировкой. Мелодия — это алмаз, и ты начинаешь заниматься его огранкой, придавать ту или иную форму, искать самую лучшую упаковку, в которую ты положишь этот алмаз. Конечно, иногда какой-то тембр или секвенция может вдохновить меня на сочинение мелодии, но это происходит реже.
"Мне было семь лет, когда Гагарин полетел в космос. Я был потрясен. Полет Гагарина - это событие, которое не могло пройти мимо меня. А первые шаги американских астронавтов на Луне!.. Все это было невероятно! Но я должен сказать, что космические и вселенские дела меня всегда привлекали, и все так совпало - начало освоения космоса и мои интересы. Правда, научной фантастики я никогда не читал. Зато, когда я впервые услышал синтезатор - а это было в 1975 году - в исполнении двух немецких групп, я решил, что это то, что надо: синтезаторная музыка звучит, как нечто космическое".
"За год до этого мне попался альбом группы "Tangerine Dream", и звуки с того альбома попросту очаровали меня. На тот момент я ещё не знал, какие инструменты использовались в записи, и пытался понять, как музыкантам удалось добиться таких звуков в студии, какие эффекты применял звукоинженер во время сведения. А когда я узнал, что все эти странные, волшебные звуки создаются при помощи синтезатора, то немедленно приобрел "ARP Odyssey", и именно с этого началась группа "Space".
"Мою музыку называют космической. Наверное, это связано с тем, что я начал работать с синтезаторами, как только они появились. Действительно, в электронной музыке слышится что-то необычное, голос будущих поколений, цивилизаций".
"Нам дан великий шанс — быть артистами, работать с музыкой и чувствами, и мы не имеем права делать вид или думать, что мы в чём-то выше других людей. Надо помнить, что нам просто иногда удаётся приносить людям счастье, и именно это и является самым важным".