Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Неземная музыка Дидье Маруани

Развлечения
Неземная музыка Дидье Маруани
Москва, 1983 год. Дидье Маруани вместе с группой «Space» дает концерт в столице СССР / Фото: ИТАР-ТАСС
Синти-поп группа "Space" была мировым прорывом: музыканты в "скафандрах" исполняли космические мелодии - влекущие к тайнам галактик, магические и волнующие - в сопровождении мощных лазерных шоу. Кроме экстраординарного имиджа, у композитора и лидера команды Дидье Маруани была причина взять псевдоним и скрывать своё лицо под шлемом астронавта... Когда он снял шлем, записал "Космическую оперу" с участием дважды краснознамённого хора Советской Армии. В день его рождения, 14 июля, узнаём подробности этой истории и вспоминаем золотые годы карьеры композитора.

Автора астральной музыки для синтезаторов и диско-барабанов позднее прозвали Маленьким принцем космической эры. А первые концерты "Space" он отыграл за клавишами в космическом костюме со шлемом, полностью скрывавшим его лицо, под именем Экама. Участие известного во Франции певца Дидье Маруани в группе "Space" рассекретили только после выхода альбома "Magic Fly", ставшего хитом во всём мире.

Группа стала мегапопулярной в конце 1970-х, а в начале 1980-х добралась и до СССР. Здесь-то легендарный композитор и был ошеломлён мощным неповторимым звучанием армейского хора. Он добился участия хора в записи своей "Космической оперы" (Space Opera), венца эпичного космического музыкального творчества.

Критики полагают, что последующее творчество Маруани лишь с космическими оттенками, а возникшая в начале 1990-х группа с тем же названием имеет мало общего с первым проектом. Дескать, композитор взлетел на непродолжительное время, а дольше 30 лет эксплуатирует старые хиты в новых программах, не демонстрирующих развития его таланта. Да, похоже, та музыка Дидье Маруани - комета мира музыки, пронёсшаяся по Вселенной с таким резонансом, что меломаны не могут забыть её роскошный хвост и не прощают автору непохожих на него музыкальных полотен.

Свежее дыхание могло появиться - Маруани задумал мюзикл "Первый человек в космосе", но ставить его в прошлом году запретила дочь Юрия Гагарина Галина. Ранее через суд вместе с сестрой Еленой она отменила название кинофильма Андрея Панина "Внук Гагарина", в котором подросток сочинил легенду, будто он потомок знаменитого космонавта, но это опровергается героями, да и сам мальчишка признаётся, что выдумал биографию. Что уж говорить об отсыле к историческим событиям космической гонки США и СССР, двум женщинам он не приглянулся на этапе сценария, так что нам всем не видать мюзикла от феноменального Маруани.

[OBJ Didier Marouani & "Space" - "Just Blue"]

Магический полёт: старт!

Дидье Маруани приписывают то итальянское, то алжирское происхождение. А родился (1953 год) и вырос он в крошечном государстве Монако, где с пяти лет ответственно обучался музыке, а с десяти начал сочинять песни. Пятнадцатилетним Дидье переехал во Францию, где отлично окончил Парижскую консерваторию. Он стал сотрудничать с поэтом Этьеном Рода-Жилем, записал свой первый вокальный альбом. Карьера певца началась довольно хорошо, но судьбоносный поворот случился позднее.

Вот уж действительно, пути господни неисповедимы. Источником нового направления в музыке стала рядовая "заказуха": парижский продюсер задумал делать научно-популярную телепередачу "Магический полёт" и попросил Маруани сочинить к ней музыкальную заставку. Дидье написал композицию с одноимённым передаче названием, но проект остановили. Но композитор был уже увлечён созданием космической музыки. Он вместе с Роланом Романелли и Янником Топом в 1977 году собрал группу "Space", выпустил сингл "Магический полёт" ("Magic Fly"), и тот стал сенсацией в Европе.

Звукозаписывающая компания потребовала скорейшей записи целого альбома в этом стиле, Дидье сочинил ещё шесть композиций, так появилась пластинка "Magic Fly", быстро ставшая хитом и по продажам, и в хит-парадах радиостанций и клубов Франции, Германии, Великобритании, Испании, Италии, Скандинавии, Южной Америки, Советского Союза, в национальном диско-чарте США. Следом - второй альбом "Deliverance", закрепивший успех группы и принёсший признание композитору Маруани как талантливому мелодисту при новейших технологиях звукозаписи. Возможно, кажущаяся незатейливость музыки поверхностна.

Дидье рассказал в одном интервью: "Особенно трудно приходилось барабанщику. Он играл под клик, и мы начинали записывать сперва бас-барабан. Представьте себе запись трека бас-барабана при темпе 140 ударов в минуту! Над каждой песней приходилось работать следующим образом: два дня уходило на то, чтобы записать бас-барабан, еще один день уходил на запись малого барабана, и так далее. Это была очень продолжительная работа, поскольку мы пытались добиться максимальной ритмической точности, насколько это было возможно. После того, как были записаны ритм-партии, наложение "космических" звуков было уже более простой задачей".

О сценических костюмах "Space" есть две версии. Музыканты поддерживали такую: это подчёркивает научно-фантастическую направленность музыки. Дидье объяснял: "Я действительно выступал в костюме космонавта, в закрытом шлеме. В таком же виде я являлся на интервью, участвовал в телешоу. Этот образ я придумал, чтобы заключить контракт со звукозаписывающей компанией - этот имидж помог мне успешно продолжить карьеру, ведь до этого я уже выступал как певец, но не столь удачно. Тогда, в 1977 году, это был единственный способ добиться того, чтобы вышла первая пластинка группы "Space". Так что моё появление в соответствующем имидже было вполне оправданным и сыграло свою роль. Первый альбом имел успех, и пропала необходимость эксплуатировать этот образ. И тогда я "разоблачился".

Но также известно, что в то время композитор был связан контрактом с другой фирмой грамзаписи, что и заставило его скрывать лицо и назваться псевдонимом Экама. Не мог же он один стоять на сцене в скафандре, потому так экипировали всех, получилась концептуальность.

Советские проекты "Space"

В СССР тогда ещё не применяли лазеры для развлечений, это было военное оснащение. И шоу французов воспринимали настороженно, на гастроли не звали. Участники звёздного по всем понятиям коллектива придумали хитрость: в Париже пригласили сотрудников советского посольства в самую большую и очень известную дискотеку, где ставили диски "Space" и обыгрывали представление светом. Послы убедились, что вреда от такой музыки нет, и вскоре восемь грузовиков с аппаратурой направились из Франции в Советский Союз - к нам ехал "Space". Его в стране уже знали - фирма "Мелодия" выпустила "Magic Fly". 1983 год, 21 концерт в СССР, более 300 000 зрителей на олимпийских стадионах Москвы, Ленинграда и Киева.

Тогда Дидье уже работал над произведением для синтезатора и хора. И вдруг услышал на гастролях хор ансамбля песни и пляски Советской Армии имени Александрова под управлением Анатолия Мальцева, композитор был потрясён голосами, решил их применить в "Космической опере". Вести переговоры с советскими министрами культуры и обороны пришлось полгода, но разрешение на запись в Москве было получено. Трудности возникли из-за того, что в записи также принимал участие хор Гарвардского университета, наши идеологические противники того периода - американцы. Да ещё в теме космоса, хоть бы и музыкального!

Автор оперы был необычайно горд и счастлив, что записал своё значимое произведение в стране, открывшей космическую эру. И подарочный вариант компакт-диска он передал в "Главкосмос", откуда альбом доставили на российскую космическую станцию "Мир", а потом вывели на орбиту.

На излёте существования СССР, в мае-июне 1991 года, обновлённый "Space" ещё раз побывал у нас с 14 концертами. Эти шоу помнят многие наши соотечественники - высокоуровневая технология освещения, лазеры, проекции и знаменитые композиции Маруани. Главное выступление - на Красной площади, бесплатно для 360 000 зрителей. Казалось бы, музыка почти ретро, ан нет, проностальгировавшие меломаны раскупили ещё 12 миллионов дисков.

Между прочим, в записи альбома "Symphonic Space Dream" 2002 года участвовал Санкт-Петербургский симфонический оркестр из 150 музыкантов. А аранжировку композиций в числе других музыкантов делали Владимир Логозинский и Дмитрий Соболев. Над пластинкой работали дольше семи месяцев, зато Маруани осуществил свою давнюю мечту - объединил электронную музыку со звучанием симфонического оркестра.

Цитаты от Дидье Маруани:

"Мелодия – наиболее важная составляющая любой песни или музыкальной пьесы. Вы можете сделать сотню различных аранжировок одной и той же песни, но прежде всего у вас должна быть Мелодия…"

"Лично я всегда начинаю с композиции. Как только у меня готова мелодия, я начинаю работать над звуками, структурой и аранжировкой. Мелодия — это алмаз, и ты начинаешь заниматься его огранкой, придавать ту или иную форму, искать самую лучшую упаковку, в которую ты положишь этот алмаз. Конечно, иногда какой-то тембр или секвенция может вдохновить меня на сочинение мелодии, но это происходит реже.

"Мне было семь лет, когда Гагарин полетел в космос. Я был потрясен. Полет Гагарина - это событие, которое не могло пройти мимо меня. А первые шаги американских астронавтов на Луне!.. Все это было невероятно! Но я должен сказать, что космические и вселенские дела меня всегда привлекали, и все так совпало - начало освоения космоса и мои интересы. Правда, научной фантастики я никогда не читал. Зато, когда я впервые услышал синтезатор - а это было в 1975 году - в исполнении двух немецких групп, я решил, что это то, что надо: синтезаторная музыка звучит, как нечто космическое".

"За год до этого мне попался альбом группы "Tangerine Dream", и звуки с того альбома попросту очаровали меня. На тот момент я ещё не знал, какие инструменты использовались в записи, и пытался понять, как музыкантам удалось добиться таких звуков в студии, какие эффекты применял звукоинженер во время сведения. А когда я узнал, что все эти странные, волшебные звуки создаются при помощи синтезатора, то немедленно приобрел "ARP Odyssey", и именно с этого началась группа "Space".

"Мою музыку называют космической. Наверное, это связано с тем, что я начал работать с синтезаторами, как только они появились. Действительно, в электронной музыке слышится что-то необычное, голос будущих поколений, цивилизаций".

"Нам дан великий шанс — быть артистами, работать с музыкой и чувствами, и мы не имеем права делать вид или думать, что мы в чём-то выше других людей. Надо помнить, что нам просто иногда удаётся приносить людям счастье, и именно это и является самым важным".

Подкасты