Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Московские мастера: суфлер. Просто я работаю подсказчиком

Развлечения
Московские мастера: суфлер. Просто я работаю подсказчиком
Репетиция спектакля «Птицы» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова. / Фото: Вечерняя Москва
Сегодня я иду к человеку, чья профессия в столице большая редкость. Лена Шалевич – суфлер. А работает она в театре Вахтангова.

- Ну, что, Лена, ведите меня в суфлерскую будку!

- А ее у нас ее давно нет, - огорошила меня хорошенькая молодая женщина, - до Великой Отечественной войны стояла суфлерская «ракушка». Во время налета фашистской авиации бомба попала в наше здание, театр был полностью разрушен. А после войны на Арбате, 26 появилось новое здание. И суфлерская будка в нем отсутствовала. Постоянного места у меня нет. На выпуске – это первый ряд, на спектаклях, сбоку, в кулисе. Просто ставят стул.

- А в суфлерской будке когда-нибудь приходилось работать? Может быть в другом столичном театре? Или на гастролях?

- Нет, слава Богу, - Лена даже руками замахала, - меня она пугает. Но вот Юрий Петрович Любимов хотел суфлерскую будку непременно установить. Мы тогда выпускали «Бесы» в его постановке. Юрий Петрович считал, что суфлер должен обязательно сидеть в будке. Продолжалось это все, наверное, месяц. Для меня хотели сделать коробочку, обшитую красным бархатом. Любимов хотел ее поставить посередине сцены, ведь в пол ее нельзя «убрать» – там у нас оркестровая яма.

- А чем это было обусловлено? Художественным замыслом?

- Я думаю собственным восприятием режиссера именно этого произведения Федора Михайловича Достоевского. Он желал целого спектакля, чтобы актеры произносили дословно текст, написанный писателем. Не забывали. А поскольку выпуск был сложный, а сам по себе текст достаточно тяжелый, а тем более «Бесы». Но Любимов хотел чтобы было так, как он задумал.

- Лена, а режиссеры - деспоты по отношению к суфлерам?

- Друзья. Пойдемте, в актерское фойе: там нам будет удобнее.

Уютная комната: мягкие кресла, в углу – шахматный столик.

- Лена, существует много технических средств для подсказок. А надобность в вас имеет какое-то значение?

- Конечно. У наших актеров это беспроводной наушник. У меня гарнитура - с микрофоном. И, если какой-то срочный ввод, то актер одевает наушник, а я говорю весь текст. Хотя срочный ввод – это же не значит, что спектакль надо играть завтра. Значит, есть какое-то время на подготовку, недели две. НО! Я достаточно жесткие условия – на следующий день спектакль. Такое было в нашем театре на «Чайке». Но я еще не работала суфлером.

- У каждого суфлера есть своя история – как он оказался в этой профессии. Можно услышать вашу?

- Восемь с половиной лет я работала здесь костюмером. Моя нынешняя начальница Любовь Леонидовна Кузнецова позвала меня. Я долго думала…

- Представление о профессии суфлера было в то время у вас со знаком минус?

- …Сидит человек в будке, начинает кричать во время спектакля какие-то вещи… Потом согласилась. И никогда не пожалела. Первый спектакль, в котором я начала работать с репетиции, «Принцесса Ивонна». Спектакль, именно с репетиции пошло. Потом принимала весь остальной текущий репертуар.

- Лена, есть ли для вас тяжелые или легкие спектакли?

- Конечно. Из последних – «Дядюшкин сон» очень тяжелый спектакль. Ведь он идет уже лет четырнадцать. Поэтому когда принимаешь спектакль с большим стажем – это тяжело: они уже сложившиеся. А когда ты выпускаешь, то ты знаешь все – и не надо приспосабливаться, потому что ты уже внутри этого действа. То есть с нуля проще. А входить тяжелее.

- Как вы относитесь, что только в трех столичных театрах работают суфлеры – у вас, в Малом, и, по-моему, у Олега Павловича?

- Вот у Олега Павловича точно есть. Мне жалко, что эта профессия на грани вымирания. На самом деле она необходимая в театре. Во-первых, на репетициях. Во-вторых, на самом выпуске. Или, например, спектакль в стихах. Согласитесь, достаточно тяжело заучить текст буква в букву. А суфлер как раз помогает: поправляет по тексту, по грамматике, по ударению. Это чрезвычайно важно, ведь качество спектакля от этого улучшается. Артисты не обижаются. Они относятся ко мне как к коллеге, другу, соратнику. В общем, три в одном.

- Наверняка у вас есть секреты мастерства?

Лена сосредоточенно думает. Кивает мне головой: готова.

- Внимательность, знания текста, мизансцен, партнера, где он может больше сделать паузу, где меньше. То есть, не лезть заранее. Дать актеру возможность работать.

- То есть вы скорее наблюдаете со стороны. Я пытаюсь понять: вы на сцене или за сценой?

Лена смеется.

- Я везде. Сначала, на периоде выпуска, на репетиции я скорее наблюдатель. Мне надо запомнить интонации, мизансцены, как вообще ведут себя актеры в этой сцене, а потом уже дальше в процессе, я уже больше с ними, с актерами. Если кто-то пропустил репетиции, например, когда половина театра уезжала на гастроли, а с остальным составом мы выпускали «Фигаро». Когда вернулись с гастролей, я им рассказывала: здесь мы сократили, тут надо посмотреть в эту сторону, а здесь пойти туда.

- Многие актеры рассказывают, как они шутят во время спектакля, позволяя неожиданные для партнера реплики. Как вы реагируете?

- Я готова к таким ситуациям. Если смешно – начинаю смеяться. А потом надо быстро сообразить – как из этого вырулить в нормальный текст, чтобы не потерять смысл. Но подобные проказы могут случиться на тех спектаклях, которые долго идут. На премьерах такого не бывает.

- Юлия Константиновна Борисова тоже любит пошутить?

- Она очень ответственная. Собранная. Я работала, когда выпускали «Визит дамы».

- А вы ей были нужны?

- Нет. Она не может под суфлера. Сама учит текст. И всегда рассчитывает только на себя.

- Лена, кому как надо подсказывать? Есть какие-то особенности?

- Есть актеры, которым надо подсказывать все, вплоть до буквы. И он может переспросить «а» или «и»? Есть, которым надо подсказать начало фразы, именно у кого из актеров фотографическая память. Иным нужно ключевое слово подсказать из предложения.

- Чего вам категорически нельзя?

- Расслабляться. Нужно быть постоянно сконцентрированной. Года полтора ушло на то, чтобы приспособиться ко всему.

- Лена, завтра часть труппы уедет на гастроли без вас. Насколько им будет сложно?

- Моя работа сделать так, чтобы актеры во мне не нуждались, чтобы они сами играли. То есть были независимы от суфлера. У меня есть спектакли на которых я должна обязательно должна сидеть: это которые со взрослыми. А вот когда идет спектакль для среднего поколения, я бы хотела, чтобы актеры во мне не нуждались. Чтобы не было зависимости актеров от меня. И меня от актеров. Хотя актеры чувствуют себя со мной спокойнее. И даже, если меня не видят, подозревают, что я могу находиться где-то рядом.

- А разве вы не рубите сук, на котором сидите?

- У меня есть подрастающее поколение – средний возраст. Молодые. И потом у меня так много всякого разного, что я без работы не останусь. Ведь я и тексты редактирую, и делаю режиссерские варианты. Ну, и потом выпусков спектаклей всегда много.

- Так всегда было, что суфлер в вахтанговском театре еще и творческая единица?

- До меня суфлеры этим не занимались. Меня не грузили, не просили – само пошло. Понимаете, помощник режиссера не может уследить за какими-то коррективами в тексте, она следит за мизансценами, за перестановками, за актерами. А я – отвечаю именно за текст, поэтому я и начала сама все редактировать, начиная с «Принцессы Ивонны». Театр даже специально для этих целей ноутбук купил. С тех пор у меня две версии: одна электронная, вторая на бумаге – размеченная. Галочки – значит, пауза. Музыка началась – сначала музыкальная нота, потом галочка. Хотя все пьесы, которые идут в нашем театре, я знаю наизусть. В комнате помощника режиссера у меня есть свой большой ящик. И там лежат все экземпляры спектаклей, начиная с первого дня. Без моего разрешения их брать никто не может.

СПРАВКА «ВМ»

Правила для суфлера. На первом месте – дикция. Если актер тебя не поймет, то дальше дело не пойдет. На втором – терпимость. Грамотность – в последнюю очередь.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.