Нелитературные творения Антона Чехова
В городе томных барышень
Антон Павлович считал: "Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью". С таким кредо драматург не только писал шедевры, но и полнокровно жил в обществе. Писательское ли дело, но сердобольный Чехов самолично сделал перепись населения каторжного тогда Сахалина, составил очерки об условиях пребывания в тюрьмах, чем всколыхнул интерес к теме среди государственных чиновников; в центральной России он построил на свои деньги школы для крестьянских детей и церкви, как только у самого появились средства. Знаменитый драматург много хлопотал о процветании своего родного Таганрога. Там и установили замечательную скульптуру царя Петра авторства признанного ваятеля Антокольского.
Таганрог, в котором рос Антоша Чехов, был весьма достойным и богатым городом с активной культурной жизнью. Например, театр, он действует и сейчас. Его здание 1866 года постройки с трёхъярусным зрительным залом сравнивают с оформлением театра Ла Скала в Милане. Акустика там расчитана на оперу, которую в Таганроге часто представляли лучшие голоса Италии, специально приглашённые местным меценатом Варваци. Иностранцев-"мильонщиков" в южно-портовом городе тогда было много. Театральные, литературные, музыкальные гостиные проводили и по-домашнему, город был пропитан шедеврами Россини, Верди, Оффенбаха, Беллини. В такой атмосфере формировался Антон Чехов. Заведующая отделом дореволюционных и ценных изданий таганрогской библиотеки имени Чехова Елизавета Шапочка рассказала "ВМ":
- Для гимназистов было доблестью попасть в театр без разрешения гимназического инспектора, поэтому они скрывались на галёрке, купив самые дешёвые билеты по 25 и 40 копеек. Здесь можно было шептаться, грызть семечки, увлекаться игрой актёров, забрасывать любимых актрис цветами, записочками, цветными фантиками, громко хлопать и кричать "браво!".
Кстати, в этом году таганрогской "Чеховке" исполнилось 100 лет. Её здание построено по проекту именитого Фёдора Шехтеля, автора многих известных московских особняков. О том, почему гений архитектуры выполнил этот проект, рассказала Елизавета Шапочка:
- Шехтеля и уроженца Таганрога Чехова с молодых лет связывали дружеские узы. Во время пребывания на родине весной 1887 года Чехов с молодым задором и озорством критиковал "затворённые ставни", томных барышень и вообще "таганрогские вкусы", да так расхрабрился, что написал другу Шехтелю в письме о Таганроге, что если бы тот был таким "талантливым архитектором", то "сломал бы его". Однако мечта писателя осуществилась только спустя десять лет после его кончины. Примечательно, что в память о своём друге-писателе Шехтель за проект денег не взял.
- Елизавета Алексеевна, до того в городе была библиотека, Антону было где просвещаться вне гимназической программы?
- Будущий писатель стал постоянным читателем сразу, как только в 1876 году открыли общественную библиотеку. Представим себе читальный зал того времени. На видном месте висел портрет царствующего в то время императора Александра Второго; обязательно висела икона. По стенам размещалось семь полок, пять шкафов, два дивана для читателей, 15 соломенных стульев и 8 мягких, два подсвечника. У библиотекаря (в то время чаще работали мужчины) находились буковые счеты и штемпель для книг.
- А спустя годы Антон Павлович сам заметно пополнил книжное собрание...
- Уехав из Таганрога в Москву, Чехов помнил о нуждах библиотеки, о скромном собрании литературы и, начиная с 1890 года, постоянно присылал для неё книги вплоть до своей смерти.
- Он умер от туберкулёза, а незадолго до того навещал малую родину?
- В переулке Антона Глушко по сей день стоит дом доктора Георгия Яковлевича Тарабрина, одноклассника Александра Чехова по Таганрогской гимназии, земского врача Таганрогского округа. Доктор Тарабрин был не просто хороший знакомый семьи Чеховых, но и домашний доктор тетушки Чехова Марфы Ивановны Лободы, а также любимого дяди Митрофана Егоровича Чехова. В июле 1899 года Тарабрин был в составе консилиума врачей, которые осматривали серьёзно больного писателя в доме товарища детства и одноклассника Чехова доктора Шамковича. Его сын вспоминал, как выглядел Чехов: "Когда раздался звонок, в дверях показался высокий худой человек в чёрном пальто и чёрной шляпе, несмотря на лето". После осмотра Чехову было рекомендовано выбрать местом жительства Крым, а не приморский Таганрог с восточными ветрами и зимними холодами, как желалось Антону Павловичу.
В 1904 году поставили последнюю пьесу знаменитого драматурга - "Вишнёвый сад", где главную героиню Раневскую сыграла супруга Антона Павловича Ольга Книппер, это её звёздная роль. А писателю стало уже так плохо, что жене пришлось везти его из Ялты на рекомендованный немецкий курорт в Баденвейлере. Там страдания Антона Павловича облегчились, но исцеления наступить не могло, и 15 июля во втором часу ночи он предупредил, что его конец очень близок, выпил бокал шампанского, отвернулся и умер. Антон Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самый первый Пётр Первый
В России несколько памятников императору Петру Великому, выполненных по модели Марка Антокольского - в Петергофе, Архангельске, Таганроге и Петербурге. Впечатляющий - самый большой на величественном гранитном постаменте - таганрогский, его копии меньше. Выхлопотал его для города Антон Павлович Чехов. Дело было так. Антокольский уехал в Рим, где женился на Елене Апатовой, чей кузин проживал в Таганроге. Там он создал гипсовую статую Петра Алексеевича в 1872 году, представил её в Москве на первой Политехнической выставке. Для выполнения работы скульптор заказывал фотографии портретов царя в фас и профиль, рисунок головы царя, выполненный с его посмертной маски, получил из костюмерной императорских театров мундир Преображенского полка. Ваятель жил затворником, погружённым только в работу над статуей.
Работу ему удалась, о ней знали в стране. И в своё время таганрогская Дума решила изготовить бронзовый памятник по той модели. За дело взялся член городской управы Павел Йорданов, он и обратился к Чехову за содействием. Тот лечился в Ницце и согласился встретиться с Антокольским в Париже. Скульптор ради услуги известному писателю предоставил модель монумента безвозмездно, только попросил увеличить памятник относительно скульптуры двух с половиной метров высоты. Драматург написал землякам о положительном решении вопроса: "Это памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего царя".
Расходы по отливке бронзового памятника почти трёх с половиной метров и 77 пудов взял на себя Антокольский, он принял работу со второй попытки литейщиков французской фирмы "Грюэ". Металлический Пётр несколько лет добирался до своего постамента - по железной дороге до Марселя, на пароходе до Феодосии, на другом корабле - до таганрогского рейда, куда таганрогский богач Иван Диамантиди доставил его бесплатно. А министра финансов России Витте приказал не взимать с этого груза пошлину на границе. Императора-просветителя в России чтили и установке памятника ему помогали, как могли, ведь он основал Таганрог и подумывал сделать его столицей государства, да близкое турецкое соседство не устроило.
Скульптуру по частям перевозили на телегах, хранили на угольном складе, пока изготавливался постамент из серого гранита высотой 5,4 метра, весом 800 пудов. Вариантов поступило множество, а выбрали проект Одесской художественной мастерской художника-скульптора Эдуардса. Тем временем готовили место для установки памятника, там выставили изготовленный из досок в натуральную величину силуэт будущей фигуры царя и пьедестала. Подробные описания не случайны, потому что длительная подготовка - прелюдия таких празднеств по поводу обретения бронзовой копии царя, какие тогда умел закатывать Таганрог. В день открытия памятника сиятельным лицам предоставили временные ложи, а гуляния начались с торжественного звона всех церковных колоколов, литургии, а продолжились многолюдной процессией с хоругвями к месту главного действа, её натиск сдерживали городовые и ратники. Там уже выстроились гимназисты, подножие памятника утопало в зелени и цветах. После молебна опустили полог с бронзовой фигуры, под звуки гимна и "Ура" начался салют. Под бравурные марши прошёл парад. А в техническом училище (сейчас авиационный техникум) показывали в окнах световые картинки о жизни императора, а над дверью вывели вензель его имени электрической гирляндой, что было по тем временам очень прогрессивно. Гуляния длились несколько дней. А Чехов скромно открестился от своей роли в проекте, передав Йорданову: "Письмо, в котором вы поручили мне повидаться с Антокольским, у меня хранится в целостности, надо его приобщить к делу о памятнике, чтобы потомство видело, что город обязан прекрасной статуей не мне, а вам. В газете я читал, что будто я выхлопотал. Но ведь хлопотали вы, а не я". На открытии памятника Антон Павлович не смог присутствовать - был сильно болен, собирался за рубеж на лечение, заканчивая пьесу "Вишнёвый сад". Он уехал в Баденвейлер и вскоре там умер. Жители курортного городка и другие специально приехавшие туда немцы методом народной стройки (без оплаты труда) соорудили монумент великому драматургу. В России ещё очень долго не было памятника прославленному писателю. Только к сорокалетию со дня смерти земляка в Таганроге установили бронзовый бюст. Позднее объявляли два конкурса на проект памятника Антону Павловичу, ничего не признавали достойным. Лишь к 100-летнему юбилею классика приняли волевое решение – поручить изготовление монумента известному советскому скульптору Юлию Рукавишникову. И талантливый скульптор угодил таганрожцам, сочинив трёхметровую бронзовую фигуру с книгой в руке и устремлённым вперёд взглядом. Его памятник приняли с благодарностью, проводя аналогию с мемориалом императора-основателя Таганрога: "Как и в случае с Петром Первым, лучшего памятника не дал бы городу никакой конкурс".