Гоголевский «Вий» опускает веки и театральный занавес
Единодушие в театральном мире — штука, кажется, недостижимая. Кукушка тут не хвалит петуха, но, как правило, смотрит на него с сомнением.
— Я не театрал, — рассказывает «ВМ» ведущий актер «Современника» Валентин Гафт. — Давно не видел никакие премьеры в других театрах.
— Я утратил интерес к тому, что сегодня происходит в театре. Никто из молодежи не цепляет мой глаз. Ничего нового! Все это я уже видел много-много раз, — жалуется «ВМ» ведущий актер Театра на Малой Бронной Лев Дуров.
Услышишь такие слова, и кажется: умерла театральная жизнь… Но — нет: жива! Так что же произошло в ее биографии интересного в сезоне?
Одной из наиболее громких премьер стал, безусловно, «Борис Годунов» Константина Богомолова на сцене «Ленкома». Мнения критиков по поводу этой постановки кардинально разделились, однако сошлись на главном — Александр Збруев, исполнивший здесь царя Бориса, не зря считается одной из главных звезд театра.
Заметной стала и премьера «Вальпургиева ночь» от худрука «Ленкома» Марка Захарова по мотивам произведений Венедикта Ерофеева с Игорем Миркурбановым в главной роли. Афиша МХТ им. А. П. Чехова в новом сезоне пополнилась как классикой (сезон открылся «Трамваем «Желание» Романа Феодори и «Мефисто» Адольфа Шапиро), так и работами по менее известным произведениям. Чего стоит один «Юбилей ювелира», признанный лучшим бенефисным спектаклем Москвы. Или вот еще: уходящий сезон в Вахтанговском театре встретили «Безумным Днем, или Женитьбой Фигаро» Владимира Мирзоева, а в«Современнике» Галина Волчек вернулась к «Двоим на качелях»— пьесе, с которой когда-то ворвалась в режиссуру.
— На мой взгляд, в этом сезоне было много удачных премьер,— говорит председатель экспертного совета театральной премии «Золотая маска-2014» Глеб Ситковский.— Хорошо заявили о себе молодые режиссеры, в частности Александр Молочников, по- ставивший в МХТ спектакль «1914» и Павел Артемьев — с инсценировкой романа Джона Фаулза «Коллекционер» в Московском ТЮЗе. Мне понравились «Кто боится Вирджинии Вульф» в постановке Камы Гинкаса (ТЮЗ), поразил спектакль Сергея Женовача «Самоубийца» в Студии театрального искусства...
Новинки представили и музыкальные подмостки. Так, в апреле в Большом театре «Свадьбу Фигаро» Моцарта поставил Евгений Писарев, а в марте там прошла премьера балета «Гамлет» англичанина Деклана Доннеллана. Репертуар Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко пополнился операми в постановке Александра Тителя — «Хованщиной» Мусоргского и «Медеей» Луиджи Керубини. В ноябре в театре прошла премьера «Татьяны»... В общем, скучать не приходилось. И пока не придется. В Театре-студии Олега Табакова нас ждет «Вий» Василия Сигарева. 16–23 июня в Театре Наций — премьера «Сказок Пушкина» Роберта Уилсона. А 22 июля в Большом театре показывают балет в двух действиях «Герой нашего времени»... В общем, все лишь от желания увидеть хорошее.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Бартошевич, театровед, доктор искусствоведения, историк театра
- Театр слова, традиционный психологический театр отступает на второй план. Сейчас преобладает не театр слова и не театр психологии, а театр движения и пластики. Возможно, это связано с общим кризисом слова в современной цивилизации. Те немногие спектакли, которые отвечают моим собственным представлениям о таком театре, появляются, но их немного. Могу назвать «Вишневый сад» Льва Додина (в Москве его можно было увидеть в рамках фестивалей «Сезон Станиславского» и «Золотая маска» - «ВМ») и «Самоубийцу» Сергея Женовача в Студии театрального искусства. Одним из самых замечательных событий сезона для меня стал «Нюрнберг» Алексея Бородина в РАМТе. К сожалению, я пока не видел «Бега» Юрия Бутусова в Вахтанговском театре, хотя люблю этого режиссера и считаю его одним из самых замечательных. Вообще хочу сказать, что то, что сделал с Вахтгановским в последние несколько лет Римас Туминас, как сумел преобразовать этот театр – настоящее театральное чудо.
Я не большой поклонник нашего авангарда, но меня интересуют поиски молодого поколения, которое занимается не только формальными экспериментами, но и попытками найти новый способ отношений между людьми на сцене и в зрительном зале. Появилось целое поколение молодой режиссуры, и теперь нет оснований говорить, что молодых режиссеров нет. Молодые работают и в РАМТе, и в «Современнике», и в Театре им. Вл. Маяковского, и там они приняты.