Вениамин Смехов: Я открываю новую страницу биографии
- Вениамин Борисович, как и многие другие именинники, вы решили скрыться от шумихи юбилейных торжеств?
- Я не стараюсь быть, как многие, просто так получилось. Я на отдыхе, в Москве буду только в сентябре. Вернусь и поеду на Урал с концертами.
- Вы выступаете с концертами в разных станах, изменилось ли отношение к русским артистам за рубежом в связи с политическими санкциями?
- Вы задали вопрос человеку, который к политике не имеет никакого отношения. Когда я выступаю перед нашими соотечественниками в Германии или в Израиле, в Америке или во Франции, то вижу перед собой людей, которые любят Россию. Для гражданина нашей страны, где культура – это и есть Россия, другого ответа быть не может. Встречаясь в своем кругу, они, естественно, разделяют печаль по поводу того, что происходит. В Чехии очень много людей родом из Украины, так они вообще рта не открывают, настолько велик кошмар военного положения. Даже не живя у себя дома, они переживают за свою страну, за то, что по-прежнему там нет руководителя, который бы сказал: давайте тратить деньги не на войну, а на несчастных. Ведь в страшном положении находятся сотни тысяч стариков, детей, женщин…
- Назовите пять главных событий, определивших вашу судьбу - человеческую и актерскую?
- Актер - это понятие объемное, это не просто человек, который выходит на сцену. Это человек, который живет, готовится к ролям, репетирует. Поэтому главное событие в моей жизни – это то, что я родился, к сожалению или к счастью, актером. И называется это событие: мама Мария и папа Борис. Второе событие – это, конечно, поступление на курс Владимира Этуша в Щукинское училище. Третье - это Юрий Любимов и золотой век Таганки. Четвертое - это Галина Аксенова, театральный и кинокритик, с которой мы прошли серьезную дорогу в 35 лет, когда я играл, сочинял, и ставил.
Пятое – это телеканал «Культура», с которым я активно сотрудничаю. Уже снято три цикла передач о русской поэзии. Сегодня я как раз дописал новый сценарий.
- Как пробудить интерес к поэтическому слову у молодежи – заложницы Интернета?
- Любовь к поэзии идет волнами, и сейчас такое время, что интерес к слову возрождается. Несколько лет подряд у меня проходят вечера художественного чтения, и в зале Чайковского всегда около 2 тысяч человек. В моих ближайших планах еще три фильма на канале «Культура»: «Золотой век России», «Серебряный век поэзии» и «Военная поэзия».
- Вас, ведущего актера легендарной «Таганки» не может не интересовать судьба сотрясаемого конфликтами театра?
- Я уже 25 лет не работаю «на Таганке», поэтому не считаю себя вправе судить о последних работах театра, который мне ближе всех остальных. Это первое. Это театр создал Юрий Любимов. Когда его изгнали из страны, он все равно жил этим театром. Потом он вернулся и с 1989 года руководил театром, который создал. А когда кто-то из актеров имел грех обидеть его жену, Юрий Петрович наказал артистов тем, что покинул театр. Любимов ушел и, как вы знаете, очень плодотворно работал и в Вахтанговском, в Большом театре, в «Новой опере».
- Как вам кажется, эстетика Театра на Таганке сохранится после ухода Юрия Любимова или театр будет развиваться в другом ключе?
- Уходя из театра, я этому свидетель, Любимов сказал, что больше этого театра нет. Потому что Театр на Таганке может существовать только тогда, когда в нем есть Любимов. После ухода из жизни Юрия Петровича, театр на Таганке автоматически становится в ряд театров, которые создавали великие мастера: Таиров, Мейерхольд, Вахтангов, Эфрос, Товстоногов, Любимов. Прежней «Таганки» нет, но есть очень хорошая артистка и очень талантливый организатор театрального процесса Ирина Апексимова. То, что она задумала, и о чем объявила на пресс-конференции, где присутствовало подавляющее большинство ведущих артистов и сотрудников театра, мне нравится. Но об этом надо у нее спрашивать. Сегодня руководство должна волновать не эстетика театра, а судьба актеров. И мне кажется, что этим занята и Москва в лице Департамента культуры и Ирина.
- Вы владеете тремя профессиями – актер, режиссер, писатель… Какая из них главная?
- Я действительно занимаюсь многим. Буду выступать на международной книжной ярмарке на ВДНХ. Поставил спектакль «Нет лет» по стихам Евгения Евтушенко, который не смотря на все трудности, идет на сцене бедной «Таганки». В сентябре мы сыграем его также в Доме музыки и в саду «Эрмитаж». Собираюсь озвучивать фильм под названием «Мафия». Это одна из трех картин, в которых я снимался в последнее время, и которые до сих пор не вышли на экран.
Кроме того, вместе с Максимом Сухановым, Сергеем Гармашом и другими актерами я участвую в подготовке аудиособрания блестящей прозы великого русского писателя Владимира Тендрякова. Это новая страница в моей биографии и я рад, что из забвения выплывают лучшие писатели своего времени. А еще к своему дню рождению я озвучил свою же повесть «В один прекрасный день», в которой рассказывается об одном дне актера. Многие читали ее в журнале «Юность». Это последняя из моих аудиоработ - мой подарок всем кто любит эту повесть.
СПРАВКА «ВМ»
Вениамин Смехов родился 10 августа 1940 года в Москве. Окончил театральное училище им. Щукина (1961). В 1961-1962 годах - актер Куйбышевского драматического театра. С 1962 по 1985 годы - актер театра на Таганке. С 1985 по 1987 годы - в труппе театра «Современник». С 1987 по 1998 годы - актер театра на Таганке. С начала 1990-х ставит драматические и оперные спектакли в России и за рубежом. В настоящее время преподает актерское мастерство в университетах США. Снимался в фильмах: «Служили два товарища», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Ловушка для одинокого мужчины», «Завтрак с видом на Эльбрус», «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» и др.