Каменный цветок для любимой дочки
Художники со всех уголков России приехали в столицу, чтобы на глазах удивленной публики ковать украшения из грубого чугуна, поделиться секретами мастерства и продемонстрировать силу, ломая голыми руками куски металла.
Атмосферой кузнечной слободы Петровских времен пропитан каждый уголок парка. На улице москвичей встречают железных дел мастера, увлеченные огненной, опасной работой. В это же время в зале "Арт-Кремля" экскурсоводы рассказывают про изысканные скульптуры из металла, а на втором этаже «древнерусскую тоску» воспевают народные коллективы. Но самая живая картинка – живописнее, чем тончайшей работы экспонаты, – развернулась у входа в белоснежный замок.
Огромный «котел», который профессионалы величают «горном», пышет искрами. Над ним сосредоточенно «колдует» мужчина в простом фартуке и с алой повязкой на голове. В правой руке – пассатижи, в левой – раскаленный цветок.
- Кую розы из металла, ничего удивительного, - Олег Аржанов широко улыбается, зажимает пассатижами мягкие лепестки. – Мое хобби – кузнечное дело, а вообще я работаю в столичной подземке, обслуживаю эскалаторы на «Петровско-Разумовской».
Олег всю жизнь трудился столяром, но пару лет назад увлекся кузнечеством и стихотворчеством. Кстати, "в стол" написал более полусотни произведений, а сколько роз и лилий выковал – не счесть. Он дарит их любимым женщинам – дочке и жене, а еще друзьям и тем, кто чтит русскую культуру.
- Проблема с подарками теперь точно решена, - смеется Олег. – На одну розу у меня уходит не больше 20 минут, в день кую по 15-20 штук: утром и вечером. Процесс несложный – сначала подбираю детали, потом их обжигаю их и соединяю.
Каждый каменный цветок Олега уникален. В вазе красуются и уже распустившиеся, как будто растрепанные и с нераскрывшимися бутонами, и с тончайшими лепестками, и совсем крохотные, с четырьмя (совсем как у Экзюпери), шипами розы. Олег осторожно сдувает с них пепел, показывает проходящим мимо влюбленным парочкам. Девушки ахают, парни смотрят завистливо.
- Самое главное – это приносить людям пользу, и у меня это получается, - уверен кузнец. – Я люблю наше метро, люблю и этот горн, дарящий непередаваемое удовольствие, обожаю писать стихотворения.
Олег декламирует строчки, посвященные московской подземке: «Машины наши, как живые, все ходят по полу весь день… Они нам больше помогают: спуститься вниз, залезть наверх». Громкий, могучий голос звучит под струнные импровизации солистки государственного ансамбля «Гусляры России» Ольги Алексеевой: в Измайловском кремле она приветствует гостей русскими народными музыкальными мотивами. А на морозе, между тем, по-прежнему кипит работа кузнецов. На «Талисман» приехали не только романтики вроде Олега Аржанова, но и настоящие богатыри нашего времени. Среди них – Леонид Григорьев, член Союза кузнецов России, отец семерых детей и опытный мастер. Двухметровый, с седой бородой, в грубой дубленке и шапке-ушанке, он показывает маленькие подковки, которые тут же и кует.
- Я считаю, что возрождаю своей деятельностью настоящее мужское начало, ведь русских мужчин всегда тянуло к тому, чтобы сотворить чудо своими руками, - делится своим мнением Леонид Григорьев. – Мы занимаемся и ледовой скульптурой, а кузнечеством не профессионально, а как любители. Сыновей знакомлю с горном в 10 лет, пусть все умеют: и с железом обращаться, и с деревом, и льдом, и глиной, и стеклом.
Хоть Леонид Григорьев и утверждает, что он только любитель, но послужной список у мастера знатный. Работы на заказ художник выполнял для ЮНЕСКО, а многие церкви украшают его кресты и двери. Сыновья, пока отец скромно рассказывает о себе, суетятся вокруг горнов. Один – качает воздух, второй – на подхвате. Подает вовремя нужные инструменты. Приехали кузнецы на фестиваль с двумя собственными военно-полевыми конструкциями, одна из них выглядит более или менее современно, а вот вторая, деревянная, похожа на привет из глубокого прошлого.
- Это военно-полевая кузня, она выездная, цыганская, - рассказывает Леонид. – Мы ее выкупили у старьевщика. Уникальная вещь 1888 года. Раньше с помощью нее лошадей подковывали, была первым подспорьем у цыган.
Семья Григорьевых из шумного мегаполиса давно переехала в тихую деревню. Там Фадей, Макар, Тихон, Афанасий, Соня, Лиза и малыш Савва под руководством отца постигают азы ремесленничества, следят за лошадьми и работают в настоящих мастерских. Москва им не кажется манящей или пугающей, они знают: их дом там, далеко, где звенит родная кузница.
С работами художников по металлу гости знакомятся в пространстве галереи. Два этажа заполнены рыбами в человеческий рост из латуни, гигантскими жар-птицами с вьющимися перьями, крохотными фигурками воинов, шлемами "под старину", персонажами русских народных сказок... Экскурсию для всех желающих проводит вице-президент Союза кузнецов России Василий Кондуров.
- В центре выставки - Покрова Господня и скипетр с державой, это символы того, что все мы славяне, которые должны помнить свою историю, - отметил Василий Кондуров. - Мы собрали работы и признанных мастеров, и подмастерьев, и студентов из Строгановской академии.
Мемориальную композицию, мимо которой не смог пройти ни один гость фестиваля, подготовили мастера из Санкт-Петербурга. Они увековечили память тех, кто погиб в авиакатастрофе 31 октября 2015 года: 224 журавля, устремленных ввысь, стали метафорой душ всех "недолетевших" в тот день. Пока взрослые рассматривали оригинальные скульптуры, самые юные гости любовались настоящими рыцарскими боями и учились ковать металл. Нешуточная показательная схватка разразилась у стен Кремля: воины с разноцветными мечами, в ярких доспехах, кольчуге и железных латах громыхали мечами и, сражаясь в парах, боролись до победного "Сдавайся!". Мальчишки, собравшись в полукруг, даже забыли о смартфонах - подбадривали бойцов звонкими гиканьем.
Закончился первый день "Кузнечного талисмана", который продлится до 13 марта включительно, торжественным перерезанием ленточки. Но не традиционной бумажной, а раскаленной, железной. Доверили миссию протоиерею Всеволоду Чаплину.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий Сучков, первый заместитель руководителя столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы:
- Большой праздник Москве дарит фестиваль, который называется "Кузнечный талисман". А я бы назвал его "Кузнечной фантастикой". Это праздник истории, искусства, трудолюбия человека, это праздник мужчин, труда. Не смотря на морозную погоду и похолодание, я уверен, что в Измайловском Кремле будет тепло. От сердец исполнителей-мастеров, организаторов и от сердец каждого из нас. Измайловский Кремль для столичного Правительства стал особой площадкой, он принимает с удовольствием различные мероприятия. Уже стало традицией, что именно здесь собираются все землячества, которые существуют в Москве - а их 88.