Тень опричника бродит по «Ленкому», собирая аншлаги
В фойе «Ленкома» стоит нарядная новогодняя елка. Корифеи театра — Берсенев, Леонов, Абдулов, Янковский, Шейнцис — приветливо смотрят с портретов на поднимающихся по мраморной лестнице гостей. Мимо не спеша проходит Роман Виктюк, композитор Александр Журбин раскланивается с Леонидом Каневским. Появляется Иосиф Кобзон. Сатирик Лион Измайлов любезно делится с «ВМ» своими ожиданиями.
— Марк Анатольевич, — размышляет он, — человек, который когда-то писал замечательные сатирические рассказы. Надеюсь, что в спектакле будет много юмора. И думаю, что поставленная им антиутопия по романам Владимира Сорокина, действие которой происходит через 100 лет после премьеры, затронет вещи, которые нас всех сегодня беспокоят. А тревожит нас некая деградация общественной мысли в отношении нашей отечественной истории.
Третий звонок. Перемещаемся в зал. Марк Анатольевич в темноте тоже незаметно занимает место в партере.
Сценографическое решение Алексея Кондратьева и бесподобная атакующая музыка композитора Сергея Рудницкого сразу заставляют зрителя собраться и насторожиться. Огромная металлическая труба с китайскими иероглифами и символичной датой «2137 год» пересекает пространство авансцены. Повсюду мрачным частоколом торчат гигантские теллуровые гвозди, элементами декора служат металлические сетки и ощетинившиеся чучела волков. Происходящее на сцене «будущее» трудно поддается описанию, ибо балансирует оно на гране жути и острого сарказма: плотность режиссерской мысли тут зашкаливает.
Пушкин некогда просил нас всякое произведение судить по законам, которые автор установил над собой. Жанр памфлета, использованный Захаровым, — редчайший для современного театра. Мир абсурда, созданный на сцене, — абсолютное фэнтези, в котором, однако, гротеск и некоторые предсказания выглядят очень убедительно. Конечно, это спектакль-предупреждение. Нам интересно, что же будет через 100 лет после премьеры?
Захаров наглядно иллюстрирует, что если в России будущего победят ксенофобия, национализм, человеконенавистничество, если не будет дан отпор вражде, кровопролитию, если народ потеряет ориентиры, где зло, а где добро, то и придут те самые пространство и время, которые в спектакле торжествуют.
Чувствуется, что Сорокин, Захаров и весь актерский состав — изумительные Леонид Броневой, Александра Захарова, Виктор Раков, Сергей Степанченко, Антон Шагин, Дмитрий Певцов, Александр Сирин, Татьяна Кравченко, Иван Агапов много думали над этим, может быть, опережая всех нас, сидящих в зале. Этот мощный спектакль продолжает традиции гоголевской и щедринской сатиры, поставлен с мейерхольдовской силой театральности и дает нам возможность... нет, не сопереживать — тут сопереживать нечему, — но заглянуть в тот кошмар, о котором, собственно, и предупреждают создатели «Дня опричника».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Житинкин, народный артист России, театральный режиссер:
— Театр «Ленком» всегда славился своими остросоциальными спектаклями. Марк Захаров с известным сарказмом заглядывает в будущее, внимательно исследуя некоторые общественные настроения настоящего, когда стираются границы добра и зла. Спектакль ошеломляет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Марк Захаров: Каждый человек должен иметь право на Полет
Режиссер репетирует свой новый спектакль — сценическую фантазию на тему двух произведений любимого им писателя Владимира Сорокина — повести «День опричника» и романа «Теллурия». Наш обозреватель беседует с артистом (далее...)