Товарищ Сухов и другие. Весной 1970 года в кинотеатрах Москвы впервые показали «Белое солнце пустыни»
Кстати, неизвестно, как сложилась бы судьба картины, если бы путевку в жизнь ей не выписал лично Брежнев. Он обожал кино в целом и вестерны в частности. Увидев «Белое солнце пустыни» одним из первых, Леонид Ильич пришел в восторг, что означало для ленты «добро».
СПАСИТЕ ГАРЕМ!
Изначально запланированный как двухсерийный фильм хотели назвать «Пустыней» или «Спасите гарем». Во второй серии Федор Сухов должен был вернуться на Восток и продолжать строительство социализма. Сняли и сцену: как-то, плывя под парусом, Сухов вдруг видит на нем лик бесподобной Катерины Матвеевны и принимается выбрасывать из лодки бывших жен Абдуллы. Сцена не вошла в фильм, но участницам съемок запомнилась: снимали-то коллизию осенью, вода была холодна, вот и пришлось мокрым «женам» согреваться коньяком.
Коньяк сыграл не последнюю роль и во время работы над названием. Когда «Спасите гарем» и «Пустыню» «наверху» сочли негодными, Владимир Мотыль сказал, что за хорошее название выдаст придумщику две бутылки классного напитка. Но «Белое солнце пустыни» придумали сообща, так что и распивали коньяк вместе.
Хотя по другой версии это был не коллективный креатив, а предложение первого зампредседателя Госкино Владимира Баскакова. Как бы ни было, вышло хорошо! Первую Гюльчатай, Татьяну Денисову, в Московском цирковом училище нашел ассистент Мотыля Николай Конюшев. На съемках, кстати, между ней и Петрухой (Николаем Годовиковым) возник роман. Но Татьяна вскоре получила выгодное предложение «по профессии» и отказалась от съемок.
И вторую Гюльчатай нашел тот же Конюшев, причем случайно — обратив внимание на юную красавицу, что по счастливому стечению обстоятельств прогуливала урок в Ленинградском балетном училище имени Вагановой. Гюльчатай стала единственной ее ролью в кино. Сегодня она, жена композитора Геннадия Кузьмина, очень набожна и живет в деревеньке, где родилась, вместе с мужем.
Ну, а кроме Гюльчатай были у Абдуллы еще жены: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла и Зульфия... Мотыль хотел, чтобы гарем состоял из девушек и женщин разных типажей.
И снова отличился гений актерского подбора Конышев. Татьяна Кричевская (Джамиля) и игравшая ее же в эпизодах Галина Умпелева были профессиональными актрисами. Галина стала потом примой Екатеринбургского драмтеатра, а Татьяна вошла в историю фразой: «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь…»
Иногда в образе Джамили возникала и Галина Дашевская: увы, не все «прелестницы» упоминаются в титрах. Высокорослую Хафизу играла баскетболистка Велта Деглав из Прибалтики, Зарину — Алла Лименес, работавшая вроде бы на заводе. «Восточную красавицу» Лиду Смирнову Конышев обнаружил за прилавком — и она стала Лейлой. Самой мудрой была Саида — Светлана Сливинская, невероятно образованная женщина, владеющая несколькими языками, очень любившая кино. Снимались также красавицы Зина Рахматова и Татьяна Ткач.
Фильм в общей сложности снимали два года. А сколько было трудностей! Сначала пустыню залило дождями, она начала зеленеть и ее пришлось натуральным образом… пропалывать.
А потом наступила страшная жара. Некоторые актеры после съемок лежали с тряпками на головах и валидолом под языком. Было непонятно, как в такой ситуации закопать в песок температурой выше 70 градусов Саида — Спартака Мишулина. Потом сколотили ящик, в него закрывали актера, а вокруг его шеи насыпали влажный песок.
Но все равно сниматься было трудно. И когда выяснилось, что все сцены с «головой Саида» сняты с браком, Мишулин взвыл. Но потом, конечно, переснялся как миленький.
А вот Абдулла, актер Кахи Кавсадзе, так и не научился за время съемок скакать на лошади — вот почему она в кадре статична. Кахи окончил Тбилисский театральный, а после «Белого солнца» прославился серией ролей в фильмах Резо Габриадзе.
В прошлом году актеру рукоплескали и в России — на фестивале «Амурская осень» он получил спецприз за игру в «Тэли и Толи».
«Абдулла» был женат на актрисе Беле Мирианашвили и никогда не мечтал о гареме . Вот что он рассказывал в одном из интервью:
— Через несколько лет после того, как мы поженились, Бела заболела — перестала ходить. Я как-то рассказал об этом одному российскому изданию, и мое интервью назвали «Трагедия жизни Кахи Кавсадзе». Я был сильно возмущен. Кто дал право чужим людям использовать такие формулировки? Никогда я не воспринимал болезнь Белы как трагедию. Мое отношение к ней не могло измениться из-за физического недостатка. Я очень любил жену, хоть и ни разу не говорил ей этого...
Его Белы нет уже много лет. Для Кахи ее уход, а не болезнь, стал трагедией. Но сегодня он продолжает играть на сцене, в том числе и в России.
ЖИЗНЬ — ДЕЛО ТОНКОЕ, ПЕТРУХА
На роль молодого красноармейца изначально пробовались многие актеры, но утвержден был Николай Годовиков. Кстати, болячка на носу у него настоящая: он перед съемками упал. Только когда рана зажила, гримеры восстанавливали ее.
Однако жизнь приготовила для Николая куда более серьезные «ссадины»…
В драке с соседом по коммуналке он был ранен «розочкой», и ранение мешало ему работать. В итоге Годовиков отсидел несколько сроков, как за тунеядство, так и за связи с ворами и «обносы» богатых питерских квартир.
С конца 1990-х актер стал сниматься в русских сериалах — в «Агенте национальной безопасности», «Тайнах следствия», «Бандитском Петербурге», играл какое-то время в театре «На Софийской», пока руководил им его знакомый. Актерство он совмещал с работой в «Метрострое». Жизнь Годовикова вошла в более спокойное русло только после того, как он встретил женщину, ставшую его третьей женой.
И БЫТЬ АЛЕКСАНДРУ — ПАВЛОМ
Легендарного Верещагина сыграл в картине талантливейший актер Павел Луспекаев. Мотыль мечтал снять его в кино, но Луспекаев согласился только при одном условии — что ему не будут делать никаких скидок на недавно полученную инвалидность (он ходил на протезах, перенеся ампутацию пальцев и пятки, страшно страдая от фантомных болей). Роль Верещагина стала для Павла последней. Он вел себя невероятно мужественно, хотя каждый шаг давался ему с трудом. Искренне полюбил Годовикова, жен Абдуллы, всю съемочную группу...
Ну а свою роль актер сыграл так, что из второстепенной она превратилась в одну из основных, и даже имя его героя было изменено с изначально утвержденного Александра на Павла…
После съемок группа, собираясь, многие эпизоды их киножизни вспоминала с улыбками. В том числе и знаменитую историю с поеданием ложками черной икры Верещагиным. Ох, совсем не так вкусно это было! Для съемок и правда купили два кило икры, но плотник, входивший в состав съемочной группы, был вынужден сделать для нее специальную миску с углублением — чтобы казалось, будто ложка в икре тонет. Луспекаев, войдя во вкус, съел немного икры, всего пару ложечек, но Мотыль-то знал, сколько ее на самом деле. И когда он увидел, как «расхищается» богатство, прикрикнул: «Все, никаких больше дублей, съемка!» И все было снято. Однако вожделенная икра не досталась никому. Уставшие от съемок киношники отправились спать, никто и не подумал, что ее нужно убрать в холодильник. И к утру она протухла…
...В чем секрет немеркнущего обаяния этого фильма? Не разгадает, наверное, никто. Возможно — в жизненности, простоте, чистоте и понятности всех образов.
В том, что среди нас и сейчас есть свои Суховы и Петрухи, свои Абдуллы и Саиды, появляющиеся тогда, когда «стреляли». Но сам Владимир Мотыль дал простое и гениальное объяснение популярности картины: «Чем больше я думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, нерукотворно помогал Господь».
СПРАВКА
Фильм «Белое солнце пустыни» в 1998 году стал лауреатом Государственной премии России. Портал «Кинопоиск.ру» сообщает, что только в нашей стране его посмотрели около 35 миллионов человек.
Песню «Ваше благородие...» написали для ленты композитор Исаак Шварц и поэт Булат Окуджава. Картина считается талисманом космонавтов, они смотрят ее перед полетом.
ОНИ МОГЛИ СЫГРАТЬ В ЭТОЙ КАРТИНЕ
Прекрасная актриса Ирина Печерникова отказалась от роли Гюльчатай и очень переживала из-за этого: она обожала актера Павла Луспекаева и мечтала сыграть с ним в одной картине.
Звезда кино Георгий Юматов был фактически утвержден на роль Сухова. Но, страдая от «русской болезни», выпил перед съемками и ввязался в драку. Раздосадованный Мотыль отдал роль Анатолию Кузнецову.
На роль Петрухи пробовались многие, даже Савелий Крамаров. По иной версии, он сам отказался от роли, и простить себе не мог, что не разглядел талантливого режиссера и отличного сценария.