В столице 22 июня открывается 39-й Московский международный кинофестиваль
В этом году особо жаркие споры вызвала лента, которой выпала бы честь открыть главный кинофорум страны. Сошлись на «Бахубали. Завершение» режиссера Раджамоули (Индия).
Так что нас ждет продолжение историко-приключенческой киноэпопеи о принце Шивуду, которого спасли от преследования и воспитали простые люди. Достигнув расцвета сил, юноша узнает о своем происхождении и жаждет выяснить, почему человек, открывший ему правду, когда-то убил его великодушного и мудрого отца-правителя.
— Выбор индийской картины отражает тенденцию разворота нынешнего ММКФ в сторону Востока, — рассказывает программный директор фестиваля Кирилл Разлогов. — Ежегодно в Индии производится более 1000 фильмов на 12 наиболее распространенных в стране языках. Но российские зрители в основном видели только болливудские блокбастеры, сделанные в Бомбее, и отдаленно слышали о таких всемирно известных режиссерах, как Сатьяджит Рей, Мринал Сен, Ритвик Гхатак, Говиндан Аравиндан, Адур Гопалакришнан, Мани Ратнам и Гириш Касаравалли. Со времен распада СССР в Индии выросло новое поколение режиссеров, программу картин которых мы и демонстрируем.
В рамках упомянутой Кириллом Разлоговым тенденции зрители 39-го ММКФ увидят еще и программы фильмов Кореи, как Северной, так и Южной.
Что касается кинематографии КНДР, то она вообще для нас — тайна за семью печатями, поэтому нынешняя подборка из трех показательных лент — небольшой, но все же шаг к ее открытию. Тем более что интерес к стране в последнее время сильно подогрет скандалом вокруг фильма Виталия Манского «В лучах солнца».
Что касается Южной Кореи, то ее кинематограф представлен ретроспективой картин Юна Джегюна — ироничного, чрезвычайно успешного режиссера.
К новинкам фестиваля принадлежит и программа «Ночи страха»» — впервые на ММКФ проходит внеконкурсный показ фильмов ужасов. Жанр «хоррор» появился на экранах одновременно с зарождением кинематографа: кто-то его обожает, кто-то терпеть не может, а кому-то — просто любопытно. Зрители увидят истории про фотоаппарат, убивающий снимками, монстров, обитающих в сознании людей, блуждающие души солдатпризраков...
Еще одним нововведением станет программа Russian VR Seasons, где мы будем смотреть кино... в шлемах.
— Погружение в виртуальную реальность, — рассказывает ее куратор Георгий Молодцов, — позволяет зрителю побыть сорежиссером, сооператором и даже актером. К созданию подобных фильмов приложили руки уже многие режиссеры с мировым именем. Тут будут и конкурентоспособные отечественные работы, сделанные на Байкале и Эльбрусе. Мы также представим панораму зарубежных лент.
По традиции в программе ММКФ будут популярные «Восемь с половиной фильмов» Петра Шепотинника, пронзительная «Эйфория окраин» Андрея Плахова, рассказывающая на этот раз о кинематографии стран Восточной Европы, «Русский след» Кирилла Разлогова, раскрывающий многообразие вклада русской культуры в различные сферы жизни, и, как всегда, любопытная документальная «Свободная мысль».
Важность социальной проблематики, которую обнаружил прошедший Каннский кинофестиваль, разнообразие жанровое, тематическое, этническое — основные черты и 39-го ММКФ.
Если же вы надумаете пойти на фильмы основного конкурса, то это, как, впрочем, и всегда, — определенная лотерея, ибо, кроме отборщиков, их никто еще не видел. В конкурсе заявлены тринадцать лент, три из которых — российские, что радует чрезвычайно.
— Владимир Котт сделал яркий жанровый фильм с социальным подтекстом «Карп отмороженный», — рассказывает организатор фестиваля, режиссер Петр Шепотинник. — Это провинциальная комедия — дуэт выдающихся актрис Марины Нееловой и Алисы Фрейндлих, которым аккомпанирует Евгений Миронов.
По поводу второго фильма — «Купи меня» режиссера Вадима Перельмана — шли жаркие споры: насколько можно коммерческую ленту включать в фестивальную программу, которая по традиции отдает предпочтение эстетским поисковым вариантам. Но, в конце концов, сошлись на том, что если уж брать в конкурс несколько лент отечественного кино, то они должны быть противоположны друг другу по тенденциям и устремлениям художников, что добавляет к пространственной модели фестиваля.
Третьим фильмом стал «Мешок без дна» режиссера старшего поколения, замечательного художника, чьи полотна находятся в Эрмитаже и Третьяковской галерее, Рустама Хамдамова по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Речь в нем идет о фрейлине, рассказывающей сказку о мистическом убийстве царевича в лесу. Причем свидетели преступления излагают разные версии происшествия.
География мира щедро представлена остальными работами конкурса. Это и «Хохлатый ибис» из Китая, «Преисподняя» из Дании, «Селфи» из Испании, «Симфония для Аны» из Аргентины, «Звездачи» из Финляндии, «Апрельский сон длиной в три года» из Японии, германо-австрийский фильм «Лучший из миров»...
Закроется фестиваль американской лентой Софии Копполы «Роковое искушение» о представительницах «закрытого пансиона», которые оказались в плену рокового искушения с появлением в особняке таинственного незнакомца.