Российские фильмы могут и удивить, и озадачить
Лента «Купи меня» Вадима Перельмана, показанная в первый фестивальный вечер, носит явно выраженный коммерческий характер, что вызвало споры уже на этапе ее отбора, поскольку Московский фестиваль все-таки принципиально ориентирован на творческий поиск.
Вадим Перельман в 14 лет эмигрировал из СССР в Канаду, ныне он живет в США. Его фильм «Дом из песка и тумана» номинировался на «Оскар». В России он в последние годы участвовал в создании «Елок», сериалов «Пепел» и «Измены».
Сценарист ленты «Купи меня» Дарья Грацевич — филолог по образованию, написала для него историю о трех молодых искательницах приключений, которых холодный расчет приводит на панель. Они ублажает шейхов в Арабских Эмиратах, охотятся на богатых бизнесменов в ресторанах Москвы... История каждой предсказуемо заканчивается трагедией.
Сюжетов, где девчонки приезжают в столицу в надежде ее покорить, в отечественном кино не счесть, но между перельмановскими героинями и их ровесницами из «Карнавала» или «Москва слезам не верит» — настоящая духовная пропасть. Самое любопытное, что если две из них — провинциалки, то третья — москвичка из весьма обеспеченной семьи, выпускница филфака, которая пускается во все тяжкие исключительно ради интереса «упасть на самое дно», примеряя на себя обстоятельства героинь стихов обожаемого ею поэта Ходасевича.
Совершенно другой по настроению и внутренней философии фильм Владимира Котта «Карп отмороженный», в котором блистательный актерский дуэт Марины Нееловой и Алисы Фрейндлих дарит полтора часа настоящего зрительского наслаждения. Великие актрисы, они обе героически отказались от привычного им амплуа легких, ярких, сексуальных героинь и предстают в роли русских бабок, проживающих в глубинке. Одна из них (М. Неелова) — бывшая учительница литературы, которую обожает каждый в деревне, ибо все они, повзрослевшие и состоявшиеся, некогда были ее учениками. Другая (А. Фрейндлих) — настоящая деревенская старуха с северным говором, тяжким трудом зарабатывавшая себе на хлеб. В картине есть яркая работа Евгения Миронова — преуспевающего бизнесмена, который в финале круто меняет свою монетизированную философию.
Третья конкурсная лента «Мешок без дна» Рустама Хамдамова будет показана в конце фестиваля, и ее здесь ждут с особым нетерпением и интересом, ибо Хамдамов — большой художник, человек, который все себе уже доказал. Неслучайно его полотна висят в Эрмитаже и Третьяковской галерее.
Что касается внеконкурсных Российских программ ММКФ Дома кино, то это — настоящий киномарафон, спрессованный в неделю, пробежав который, можно выйти «на волю» уже человеком, знающим про состояние сегодняшнего отечественного кино почти все. Одна только программа «Новое кино» в Большом зале включает в себя 15 игровых картин. Это фактически огромный сериал о сегодняшней и прошлой России.
Кроме того, в Доме кино можно посмотреть программу короткого метра и анимационных фильмов. Здесь представлено все лучшее, что было сделано в российском кино за год.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Павлова, Куратор Российских программ 39-го ММКФ:
— В Российских программах можно найти работы периферийных и весьма успешных киностудий страны. Короче, все то, что может заинтересовать, удивить, озадачить. Здесь и нашумевшие блокбастеры последнего времени — «Большой» режиссера Валерия Тодоровского и «Время первых» Дмитрия Киселева. А еще — получивший признание профессионалов новый фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», рядом — новая экранизация чеховских «Трех сестер», сделанная вечным возмутителем спокойствия Юрием Грымовым, и фильм классика отечественного мейнстрима Константина Худякова «Мотылек».