Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Рустам Хамдамов: Когда я делал фильм, у меня в голове крутилось великое черно-белое кино

Сюжет: 

39-й Московский международный кинофестиваль
Развлечения
Рустам Хамдамов: Когда я делал фильм, у меня в голове крутилось великое черно-белое кино
26 июня 2017. Режиссер фильма «Мешок без дна» Рустам Хамдамов во время пресс-конференции в рамках 39-го ММКФ / Фото: Александр Щербак/ТАСС
27 июня в кинотеатре «Октябрь» состоялась одна из самых ожидаемых российских премьер 39-го Московского международного кинофестиваля — фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна».

Единственный художник, чьи полотна при жизни украшают залы Эрмитажа и Третьяковки, Хамдамов снимал свой новый фильм пять долгих лет. Блистательные актерские работы Светланы Немоляевой, Аллы Демидовой и Анны Михалковой вписались в настоящее художественное полотно, отсылающее нас к шедеврам мировой живописи.

Рустам Усманович, ваш фильм насыщен смыслами, образами, реверансами в сторону знаковых произведений мировой литературы и кинематографии. Как создается подобное кинополотно?

— В Госкино предложили написать сценарий фильма для детей. За основу я взял сказку «В чаще» Рюноскэ Акутагавы, по которой в 1961 году снял свой потрясающий фильм Куросава. А еще раньше мы сняли черно-белый короткометражный фильм «Бриллианты. Воровство», показанный в Венеции. Вот с этого и началось.

Новый фильм назывался «Яхонты. Убийство», но слово «яхонты» больно уж напоминало название ювелирного магазина. «Мешок без дна» подходил гораздо больше, потому что героиня Светланы Немоляевой в новом фильме читает 295-ю сказку из книги «1001 ночь», которая называется «Бездонный мешок», и в которой — кто больше скажет слов, тот и выиграл. Сюжет строится вокруг мистического убийства Царевича в XIII веке, причем свидетели преступления преподносят совершенно различные версии случившегося. А основное действие происходит во время правления императора Александра II.

Фильм начинал продюсер Андрей Кончаловский, потом пришла продюсер Любовь Обминянная. За эти пять лет что было самым мучительным?

— Работа звукорежиссеров. Я даже не уверен, что они вообще есть в России. Топот ног по «Мосфильму», скрип дверей, шумы, шорохи — с этим приходилось бороться долго и мучительно и все это затушевывать.

Светлана Немоляева рассказывает, что вы снимали в заброшенном дворце СанктПетербурга, который сумели задрапировать бумажными занавесями так, что создается ощущение, что дело происходит в Эрмитаже. А еще она говорит, что вы из нее «вытянули» абсолютно неиспользованные ранее краски. Как вам удается находить новое в людях и окружающих «объемах»?

— Когда-то Жанна Моро, снимавшаяся у меня в «Анне Карамазофф», показала пальцем на Немоляеву и заявила: «Вот типичная голливудская звезда довоенного времени». Я согласился. И она была бы лучшей Раневской из «Вишневого сада», если бы мы все вовремя хватились. В голосе Немоляевой есть упадническиие ноты, как у Валентины Караваевой, дублировавшей Дитрих, Гарбо, Бергман, и резкие ноты моей любимой актрисы Бетт Дэвис. Светлана Владимировна очень сердилась, когда я ее настраивал: «Вы сейчас — Бетт Дэвис, не надо сладости в голосе». Это же относится и к роли Бабы Яги, в которой с трудом можно узнать Аллу Демидову. Актриса перешла все грани, все делала, как в театре, как клоун. Это — школа Таганки. Баба Яга выглядит совершенно физической женщиной, которая сначала истерит, а потом переходит к бытовонормальному голосу.

Что касается мира, который мы создавали, когда отделывали особняк, то шторы я придумал сделать из промасленной бумаги, в которую заворачивают детали автомобилей. Это очень красиво, я это подсмотрел у одного фотографа, который снимал в такой «драпировке» манекенщиц. Мои художники по костюмам работали у Карена Шахназарова, поэтому им доступен был склад, где мы нашли тряпье еще от «Ивана Грозного» — из него сшили костюмы. И чешские броши, которые натыкали в кокошник Царевны.

Фильм решен в черно-белой гамме, и в нем — невероятное количество отсылов к старому Голливуду...

— Я вырос на великом черно-белом кино. Существует гениальная фраза: «Лев состоит из хорошо переплавленной баранины». Когда я делал фильм, у меня в голове крутились «Великолепные Эмберсоны» Орсона Уэллса, фильмы Жана Кокто и Жана Виго. Я этим кино пропитан, и если что-то хочу сделать, то они незаметно вылезают. Точно так же, как если бы я делал актерские сцены, которых у меня никогда нет, потому что я их делать просто не умею, то вспомнил бы «Весну на Заречной улице» или «Большую семью». Никаких режиссерских выкрутасов, поэзии и метафор и это просто чудо! Но я такого сделать не могу. Кроме того, в юности я пересмотрел весь итальянский неореализм. И вот это все дало такой плод.

А если бы снимали сказку для детей, а не для взрослых, то какие образы питали бы ее?

— Детский фильм я бы делал, как Пазолини (да-да, не смейтесь!). Вытащил бы сказки Толстого, которые обожаю. Они маленькие, туповатые, но в этом их прелесть. Всегда должен присутствовать высокий наив, когда ты дошел до какой-то вершины. У Пазолини присутствуют примитивные люди, которые примитивно стоят, примитивно говорят. Я вот этой простоты от артистов не мог добиться, так как они — высокие профессионалы. Вот, например, наш разбойник и насильник Кирилл Плетнев просто не в состоянии быть злым. У него все время наблюдалось блистание в глазах, как и у Даниила Козловского. Или Вячеслава Тихонова.

Давайте коснемся литературных и художественных ассоциаций. Как в сказку из «1001 ночи» попали мотивы чеховских «Трех сестер», Катерина из «Грозы» Островского и бутыли с картин Моранди?

— Это смешная история. Я очень люблю Антониони, искренне думаю, что его «Затмение», «Приключение», «Ночь» — лучшее, что есть в мировом кино. Антониони подарил мне не только ритм этой картины, но и одну историю. Однажды они с Тонино Гуэрра ходили в гости к Джорджио Моранди, которого все вокруг не любили — он писал только скучные серые бутылки с сереньким, розовым или голубоватым оттенком. Моранди объяснил кинематографистам, что его бутыли — это пьесы Чехова, «и это везде — «Три сестры».

Это — потрясающе смешно, я тут же захотел эту фразу вставить в фильм. В том месте, когда камера запечатлевает три бутылки разных форм, а разговор идет о трех барышнях, мечтающих о Москве. А чтобы было еще смешнее, добавил Катерину, которая хочет броситься в Волгу (еще одну бутыль, стоящую на самом краю полки).

До боли знакомые персонажи картин Врубеля и Васнецова выглядывают в фильме «из-за каждого угла и из-за каждого цветочного горшка», как говаривал Стефан Цвейг. А кто еще являлся незримым соавтором изобразительного ряда?

— Вы правильно подметили — и Врубель, и Васнецов. И обожаемый мною Шишкин. Но специально я это не выстраивал. Даже не знаю, кто мог бы вот так рационально подойти к созданию кино. Наверное, только очень сильный человек — у меня бы так просто не получилось. Я шел интуитивно. И замечал, что хочешь одного, а получается другое, и даже, может быть, лучше. А иногда вообще ничего не получается.

СПРАВКА

Рустам Хамдамов — кинорежиссер, сценарист и художник. Родился 24 мая 1944 года в Ташкенте. В 1969 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская Григория Чухрая). Фильмография: «В горах мое сердце» (1967), «Нечаянные радости» (1974), «Анна Карамазофф» (1991), «Бриллианты. Воровство» (2010) и др.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Блестеть и сиять

Какие самые запоминающиеся наряды продемонстрировали звезды на красной дорожке 39-го Московского международного кинофестиваля. (далее...)

Российские фильмы могут и удивить, и озадачить

В основном конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля представлено три российских фильма — обстоятельство, заслуживающее внимания, ибо ММКФ знал годы, когда отечественного кино в конкурсе не было вовсе. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.