«Сорок розовых кустов»: О женской дружбе и рыбачке Лизе Арзамасовой
Знакомство топ-менеджера банка Александры (Эмилия Спивак), медсестры Анны (Екатерина Соломатина) и поэтессы Иветты (Елизавета Арзамасова) происходит по пути в аэропорт. На горной дороге микроавтобус с пассажирками попадает в автокатастрофу. Женщины, чудом оставшиеся в живых, уверены, что это счастливое спасение — знак судьбы. И вскоре всем троим предстоит в этом убедиться. Саша получает флешку с таинственным посланием, в Иву влюбляются братья — местные рыбаки Костя (Дмитрий Бедерин) и Ставрос (Вахтанг Беридзе), а Аня пытается восстановить отношения со своим одноклассником Андреем (Максим Битюков)…
— Общая беда объединяет женщин. Оказавшись в безвыходной ситуации после аварии, Анна и Саша благодарны Иветте за гостеприимство и соглашаются пожить у нее. Однако в доме гостьи становятся свидетелями неприглядной сцены измены жениха Иветты. И с этого момента начинает разворачиваться эта история. Конечно, наш фильм прежде всего о любви и предательстве, а еще о женской дружбе, — говорит режиссер Олег Штром. — Героини оказываются в сложной ситуации, личная жизнь каждой дает трещину. И им предстоит пройти через всевозможные тернии, предательство близких и другие испытания, чтобы многое понять и исправить. Своим фильмом мы в очередной раз доказываем, что настоящая женская дружба существует. Героини имеют разные ценности и жизненные установки, разный социальный уровень, но при этом у Саши, Анны и Ивы одинаково понятие о человеческой доброте, достоинстве и любви. Может, поэтому очень быстро между ними стерлись и возрастные грани. Мне как режиссеру было интересно наблюдать, как настолько разные и героини, и исполнительницы ролей легко нашли общий язык. И здорово, что у всех актрис получился свой неповторимый образ.
Режиссер раскрыл тайну: в фильме есть и криминальная линия.
— Над Сашей нависла смертельная угроза, связанная с гибелью близкого человека, оказавшегося замешанным в финансовой махинации. Так что криминальная основа в нашем фильме имеет не меньшее значение любовных коллизий, — продолжает Штром. — Если бы не было криминальной завязки, то, скорее всего, героини не соприкоснулись. А история каждой из них в отдельности была бы не так интересна.
Съемки картины проходили весной 2018 года в Крыму, между Севастополем и Евпаторией. Съемочной площадкой на время стала березовая роща, что недалеко от Качинского аэродрома, Бахчисарайская дорога и поселок Любимовка. По признанию режиссера, иногда съемкам мешали пролетающие самолеты, взлетающие с соседнего аэродрома. Летчики, выполняющие учебные полеты, словно извиняясь за причиненные неудобства, иногда делали движения крылом, будто махали группе.
Запомнились режиссеру и съемки пожара.
— По замыслу авторов сценария на берегу кто-то поджигает лодку и во время тушения пожара ожоги получает мама Кости и Ставроса Мария (Любовь Матюшина), — рассказывает режиссер. — Весь эпизод надо было снять быстро, чтобы успеть запечатлеть и горящую лодку, и тушащих пожар главных героев. Это было драматургически важно. Мы долго готовились к этой сцене, снимали с нескольких камер. На удивление, на съемки всего эпизода с пожаром ушел час. Нам повезло в ту ночь и с погодой, а то ведь она в Крыму коварная. Мы как-то поставили кран на берегу и пошли обедать. Тут погода резко изменилась, и наш обед закончился очень быстро, поскольку нам пришлось спасать кран, который уже уносил в море вдруг начавшийся шторм...
— Поскольку снимали весной, нам очень повезло — мы застали полупустынный Крым. Летом было бы снимать намного сложнее. Кстати, с Любимовкой у меня связаны мои детские воспоминания. Это первое место, которое я увидел, оказавшись в Крыму в одиннадцатилетнем возрасте. А спустя годы здесь же снимал документальный фильм о последних днях обороны Севастополя в первые годы войны (лента называется «О чем молчала 35-я батарея». — Прим. автора), — вспоминает Олег Штром. — Экстерьеры в березовой роще идеально совпали с нашими планами. Там соседствуют и коттеджный поселок, и простые дома, и рыбацкая деревня — все необходимые для фильма локации.
По сюжету героиня Елизаветы Арзамасовой много времени проводит с рыбаками и даже выходит с ними в море.
— Морские пейзажи, рыболовецкие судна и рыбацкий поселок — вся эта фактура Крыма имела важное для фильма значение, — продолжает Штром. — Мне кажется, у нас получился очень хороший эпизод. Во время съемок этих сцен нам помогали местные рыбаки. Они давали баркасы, раскидывали сети, а потом дарили нам выловленную ими рыбу. Так что вечером после смены нас ждали рыбное меню и вкусный ужин.