«Богемская рапсодия»: Талантливый мистер Малек
Все ведь знают легендарную рок-группу «Queen»? Несмотря на то, что она существует аж с самых 70-х годов, ее музыкальное наследие живо до сих пор. Поклонники со всего света затрепетали, когда им огласили, что Голливуд планирует снять байопик о знаменитых музыкантах. Тогда же и встал вопрос, о чем именно его снимать и кто будет это делать.
Выбор пал на Брайана Сингера, режиссера совершенно особенного в своей любви создавать кино для широкой аудитории. То он возьмется снимать «Людей Х», то примет участие в «Докторе Хаусе», то в (Господи, прости) «Возвращении супермена». Ну и когда наконец пришло время снимать очередной кассовый шедевр про группу «Queen», Брайан не растерялся и с удовольствием занял режиссерское кресло. В силу обстоятельств, завершал картину еще более прокатноориентированный и менее внушающий доверие своим послужным списком Декстер Флетчер (за что ей все это?).
Что из их совместной работы вышло теперь можно посмотреть в кинотеатрах… а вышло следующее: прилизанный байопик про коллектив в общем и Фредди Меркьюри в частности. В целом картина выполняет свою основную функцию, то есть в некотором роде рассказывает о происходивших событиях, а также в той или иной степени трогает человека перед экраном. Меркьюри здесь исполняет крайне обаятельный Рами Малек. Игрой актера в этом фильме не восхитился, разве что, ленивый.
После роли в сериале «Мистер Робот», где Рами играет зажатого интроверта-мизантропа, это, конечно же, невероятная смена амплуа. Фредди в его исполнении живой, энергичный, чувственный, другими словами - отдельный Фредди, заживший своей собственной жизнью на киноэкране. Сложно сказать, сколько у малековского героя в самом деле общего с реально существовавшим человеком-легендой. Но заводит просматривающих ленту он не менее рьяно и атмосферно, чем подлинный вокалист толпу на своих концертах. Тут дело и в пластике, и в мимике, и в хорошо считываемой уверенности в собственном таланте.
Безусловно, это важная часть любого байопика - найти такого актера. Человека, который оживит историю на экране и влюбит в себя зрителя не меньше, чем личность о которой он снят. Однако нельзя не отметить некоторую слащавость или сказочность повествования. Этот эффект делает воспроизводимую биографию немного пластиковой и искусственной. Периодически создается впечатление, что мы смотрим очередной диснеевский фильм. До конца не ясно, то ли это была попытка придать ленте лоска 70-х, то ли припудрить ее кокаиновым шиком и одновременно зализать бриолином. В конечном счете, какое-то конкретное время в ней не угадывается, но все выглядит крайне стильным и чересчур отполированным. Кажется, можно было бы снять весь фильм через отражение на этих черных роялях и никто бы не заметил разницы.
Ребята по группе предстают славными, добродушными и немного невростиничными. Раздражает их немеркнущий орел, зияющий над Меркьюри во все стороны концов света. Фредди, как и положено звезде, артистичен, загадочен, эфемерен и легок на поводу. После пары несложных манипуляций со стороны сайдлайнхетера (друга, который на самом деле не желает вам ничего хорошего) он теряет друзей. Затем начинает рушить свою карьеру и употреблять много незаконных препаратов, в результате оказываясь у разбитого корыта, как та самая старуха. В отличие от старухи, малековский Фредди встает с колен и выходит смелой походкой из дома, полного, как он теперь понял, ненужных людей, прямо под проливной дождь. Драма зашкаливает, что призвано ознаменовать начало нового этапа жизни творца. Если быть точнее - этапа возрождения группы «Queen».
Лента рассказывает о 15 годах из жизни группы: от 1970, когда Меркьюри в нее вступил, вырвав зубами роль вокалиста, и до 1985, когда состоялся знаковый для существовавшего поколения концерт «Live Aid». Эти громким выступлением авторы красиво завершают фильм. По правде говоря, за счет умелой согласованности видеоряда с прекрасным подбором актеров и уникальной музыкой возникает ажитация, как перед праздником. Пару раз, за счет красиво написанных для Малека монологов, слезы будут норовить прыснуть из глаз. К героям успеваешь привыкнуть не меньше, чем к игрушкам из детской сказки «Винни-пух». Но опять же, только потому, что их личности в сюжете прописаны довольно поверхностно, а истории по-человечески не раскрыты. На самом деле - это печальный факт, так как реально существующие члены рок-группы весьма незаурядные и интересные личности.
Весь фильм зритель наблюдает за тем, как инфантильно и дико мечется по жизни Фредди. Вокалист находит некое успокоение в принятии болезни лишь к концу хронометража. Учитывая, что байопик все же о музыкальной группе, несомненно правильно что авторы наполнили его концертными выступлениями и сценами звукозаписи. Другой вопрос, что остались совершенно не раскрыты ни талант режиссера, ни сценариста, ни актеров (ну кроме, конечно же, исполнителя главной роли). К слову о байопиках другого рода, хочется вспомнить «Харви Милка» Гаса Ван Сента, в котором случилась ситуация совершенно противоположная. В фильме живой сюжет, раскрывающий хорошо прописанные, выпуклые личности героев и акцентирующий внимание на имевших место событиях. Лента детализирует образ, вместо того, чтобы словить хайпа и заработать денег на поклонниках того, о ком он снят.
Вся «Богемская рапсодия» держится исключительно на музыке всем известной группы и вокале ее лидера. Если же убрать из нее выступления, моменты студийной записи и сцены написания треков - пропадет весь ритм и останется 15 минут экранного времени занятого бессодержательными разговорами. Сказать, что мы узнали о жизни творца чуть больше, чем из статьи на Википедии не получается. Если быть точнее - за эпатажным образом попросту не видно личность. Ни режиссерам, ни сценаристам не удалось показать обычного живого человека за величиной звезды. Если же вместе с музыкой исключить из картины Рами Малека, то будет слышно как схлопнулась вселенная этого фильма. Однако можно с точностью заявить, что через историю создания одного человека-легенды, зрители воочию увидели как на небосклоне кинематографии зажглась новая звезда. А еще, некоторые узнают о том, что существует что-то кроме рэпа. Это что-то называется рок.