Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

«Большая поэзия» и «Мысленный волк»: фильмы-фавориты «Кинотавра»

Развлечения
«Большая поэзия» и «Мысленный волк»: фильмы-фавориты «Кинотавра»
Валерия Гай Германика призналась, что фильм был смонтирован на днях / Кадр из фильма «Мысленный волк»

На «Кинотавре» презентовали две мощные картины — «Большая поэзия» Александра Лунгина и «Мысленный волк» Валерии Гай Германики. Если первая говорит о людях, которые находятся «в тени», то вторая — о теневом попутчике каждого человека — его разуме. 

В центре сюжета «Большой поэзии» два одиноких парня-инкассатора — Виктор и Леха. Кроме как друг на друга им рассчитывать не на кого. Оба воевали в Луганске, и мы застаем их в тот момент, когда они теряют способность применить себя к мирной реальности. Режиссерская рефлексия на тему того, что из себя представляет на первый взгляд совершенно обычный человек, глубоко проникает в повседневную реальность и проецирует себя на кинополотно.

Утренняя сигарета, обезличивающая форма — так начинается утро персонажей. В рутину резко вмешиваются выстрелы, которые запустят процесс изменения обстоятельств вокруг главных героев. Банк, инкассацию которого они приехали производить, грабят вооруженные преступники. Спокойный, как отлаженная машина, Виктор спасает и Леху от пули, и чужие деньги, за что потом получает финансовое вознаграждение и фальшивое признание руководства ЧОПа. Для него это все — шелуха дней, не имеющая никакого значения. А вот трусоватый Леха сильно расстроится, что его никак не наградили, вроде же присутствовал рядышком.

«Большая поэзия» и «Мысленный волк»: фильмы-фавориты «Кинотавра» В центре сюжета «Большой поэзии» два инкассатора — Виктор и Леха / Кадр из фильма «Большая поэзия»

Ситуация осложняется, когда он снова проиграет деньги на петушиных боях. Азарт и жажда наживы будут заставлять его долг расти, а Виктор будет стараться тормозить этот процесс, помогая другу. Отдушину в неприглядном настоящем парни будут находить в поэзии. Леха слушает рэп и складывает хорошие рифмы, Витя пишет как бог на душу положит. Если в первом есть огонек, то во втором фитиль уже давно погас. Поэтому для Леши успех еще что-то значит, а Виктор просто занимает себя в этих душных буднях и колотит грушу по ночам.

Вокруг — бетонные коробки, в которых люди прячутся друг от друга. Стройки, чоповские бараки... Где-то в параллельной вселенной богатые люди ездят на «мерседесах» и сорят деньгами. Один из них — начальник банка Цыпин. Увидев возможность и просчитав перспективы, он предложит Лехе решение его проблем. Тем временем Виктор все больше будет тонуть в себе. «Пережитое прошлое смотрит в упор» — эта строчка из текста группы «макулатура» как нельзя лучше опишет его внутреннее состояние. Одной ногой всегда оставаясь там, он поймет, что будущего не существует.

Поэзия в стихотворной форме будет перекликаться с визуальной поэзией, вытаскивая наружу внутренний мир героев. Со времен «Брата» Алексея Балабанова такого сильного высказывания о российском герое, противопоставленном агрессивному и тривиальному внешнему миру, не было. Сценарная поэтика невостребованности и неактуальности конкретного человека в эпохе и времени, где он существует, в то же время порождает необходимость в нем, хотя бы для баланса вселенной.

«Мысленный волк» Гай Германики — сложно интерпретируемое произведение, хотя бы в силу того, что охватываемый им пласт тем для рассуждения слишком широк. Шизофренические диалоги перетекают друг в друга так, что каждая высказанная мысль героев дает намек на понимание и тут же сбегает, перевоплощается, реинкарнируется в новую.

Здесь — как в том сериале «Два с половиной человека» — мать, дочь и ее маленький ребенок. Причем последний прикладывается в историю только как груз. Это и груз ответственности, и багаж прошлого, и отягчающее обстоятельство в настоящем.

Сложные, травмирующие отношения двух женщин будут происходить то в пространстве глубокой рефлексии, то истерики. Лишь отчасти понимая и любя друг друга, с обратной стороны медали они преисполнены ответной ненависти.

«Большая поэзия» и «Мысленный волк»: фильмы-фавориты «Кинотавра» Пространство картины — враждебный мир, страх к которому периодически обретает материальную форму / Кадр из фильма «Мысленный волк»

Пространство, окружающее их здесь, — тоже отдельный герой. Причем пространство это — враждебный мир, страх, который периодически обретает в картине материальную форму то полыхающего вокруг пространства, то самого Анубиса. Любые внутренние переживания персонажей воплощаются в самых странных формах, внося еще больше хаоса в их странную реальность, которая имеет много больше общего с нашей, чем кажется на первый взгляд.

Фильм-метафора обо всем и ни о чем, обладающий, наверное, слишком продуманной философией и сделанный наспех. На пресс-конференции режиссер сказала, что монтаж картины завершился буквально на днях.

О двух уже презентованных фильмах конкурсной программы юбилейного, 30-го «Кинотавра» — «Троице» и «Керосине» — рассказывалось ранее.

Читайте также: Александр Лунгин: Кино, в котором мы находимся, должно быть осмысленным

Подкасты