Три оскароносных саундтрека композитора Мориса Жарра
Всему миру он стал известен благодаря написанным саундтрекам к фильмам. Кстати, их у него за полувековой опыт работы более полтораста. Но начинал он свою карьеру в театральных постановках. В 1946 году в компании выдающегося французского актёра и режиссера Жана-Луи Барро произошел дебют Мориса как исполнителя. До этого же он учился в Парижской консерватории, где осваивал ударные инструменты и композицию. Так, образование, любовь к музыке и желание расти профессионально уже в начале пятидесятых привели Мориса Жарра к должности музыкального директора Национального Народного театра в Париже. Но и здесь композитор не остановился. В 1951 году Жарр попробовал себя в написание саундтрека к короткометражному, документальному фильму французского режиссера Жорж Франжю «Отель инвалидов». И, видимо, это ему настолько понравилось, что дальнейшую карьеру он захотел связать именно с кинокомпозиторством. Пик творческого развития и мировой славы Мориса Жарра пришелся на период его сотрудничества с британским кинорежиссёром Дэвидом Лином. Их первая совместная работа над эпическим фильмом «Лоуренс Аравийский» принесла в 1963 году 7 Оскаров, один из которых «за лучший саундтрек». В последующем Морис и Дэвид вместе работали над такими фильмами, как «Доктор Живаго», «Дочь Райана», «Поездка в Индию». Музыкой Жарра также были озвучены киноленты Альфреда Хичкока, Лукино Висконти, Джона Хьюстона, Джона Франкенхаймера, Питера Уира и других. А в коллекции наград французского композитора, который в начале шестидесятых годов переехал в США, собрались три «Оскара», четыре Золотых Глобуса, две премии BAFTA, Почетный Золотой Медведь Берлинского кинофестиваля и другие. Хочется отметить, что помимо сочинительства музыки к фильмам, Жарр является и автором пяти балетов, самый известный из которых, «Собор Парижской богоматери». Умер талантливый Морис Жарр в 2009 году в США, где он прожил большую часть своей жизни. У него остались два сына Кевин Жарр и Жан-Мишель Жарр, сценарист и композитор, мультиинструменталист, соответственно.
В честь дня рождения французского композитора «Вечерняя Москва» вспоминает три фильма и три саундтрека к ним, за которые Морис Жарр получил престижные кинопремии «Оскар».
«Лоуренс Аравийский» (1962)
Фильм рассказывает о событиях Арабского восстания 1916-1918 годов, где в центре истории главный герой - офицер британской разведки Т. Э. Лоуренс. Он во время Первой мировой войны отправляется в Сирию, чтобы проведать обстановку. На месте же Томас по-настоящему, проникается духом арабских племен. Это приводит к тому, что Лоуренс организовывает и возглавляет партизанскую войну за независимость от Османской империи. Таким образом, Лоуренс Аравийский становится военным героем.
Картина «Лоуренс Аравийский» - это культовая картина Дэвида Лина. Она завоевала множество наград, среди них 7 премий «Оскар», раскрыла талант всех ее создателей, прославила начинающих актёров Питера О’Тула и Омара Шарифа, а также композитора Мориса Жарра. Этот фильм до сих пор поражает, удивляет и остается интересным, не смотря на свой более полувековой возраст. Конечно, такое возможно, только благодаря качественному подходу во всех аспектах, где музыка одна из важных. Морис Жарр создал удивительную мелодию с восточным уклоном, которая легко воспринимается, запоминается, создает единую гармонию с фильмом и дополняет все происходящее на экране. Она совершенно заслуженно в 1963 году получила премию «Оскар». И совсем не зря, многие критики звуковую дорожку из «Лоуренса Аравийского» считают лучшей за всю историю кино. То, что написал Морис Жарр, настоящее произведение искусство, и его можно слушать даже в отрыве от фильма. Восприятие будет таким же незабываемым.
«Доктор Живаго» (1965)
Судьба поэта и врача Юрия Живаго, написанная Борисом Пастернаком, нашла отображение в кино. Дэвид Лин снял фильм «Доктор Живаго» по мотивам одноименного романа, и противопоставил любовь историческому перелому от начала столетия до Великой Отечественной войны. Оказывается, что все меняется, а любовь остается неизменной.
Картина о русских вызвала значительный резонанс во всем мире, и в России, конечно, тоже. Возникали вопросы по поводу подбора актеров, самого сюжета, но музыка Мориса Жарра прекрасно удалась. «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший саундтрек, также как и положительные отклики у аудитории отличное тому доказательство. Главная тема для Лары стала самостоятельно известной, чем немало способствовала популярности фильма. На протяжение многих десятилетий легкий вальс, сочиненный за шесть недель, был очень популярен.. Например, LP –альбом с саундтреком, выпущенный к фильму, с 1966 года и до конца 1967 года был продан в более чем двух миллионах экземпляров. Всего альбом оставался в американских чартах 157 недель. Но не только «тема Лары» достойна внимания, вся музыка к картине «Доктор Живаго» интересна, благодаря масштабности звучания. За счет партий балалайки особо чувствуется национальный колорит, а множество других музыкальных инструментов прекрасно создают мелодии. Для этого Морису Жарру, вдохновленному музыкой Чайковского и Римского-Корсакова, пришлось собрать оркестр, включающий 110 музыкантов и хор из 40 исполнителей – это самый крупный коллектив из когда-либо востребованных для озвучивания фильмов. И все, что написал французский композитор к этому фильму включил в себя Компакт-диск 1995 года длительностью 69 минут.
«Поездка в Индию» (1984)
«Поездка в Индию» - настоящая приключенческая драма, снятая по одноименному роману Эдварда Форстера. И именно она завершила карьеру режиссера и мастера историко-эпических картин Дэвида Лина. В центре внимания этой кинолента история молодого доктора-индийца, который был несправедливо обвинен в попытке изнасиловании молодой англичанки. А в 20-е годы XXвека слово «туземца» мало что значит против слова белого. Таким образом главный герой стал жертвой колониальной судебной системы, основывавшейся на национальных предрассудках.
«Поездка в Индию» не стала особым прорывом и не собрала столько наград, как предыдущие два фильма. Но великолепная музыка Мориса Жарра была отмечена «Оскаром» и в этой киноленте. Она действительно передавала настроение и подчеркивала замысел картины, заключавшийся в показе столкновения культур Востока и Запада.