Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Юрий Трифонов: Пришел, чтобы сказать все

Развлечения

Ему было двенадцать, когда арестовали отца, крупного партийного и военного деятеля, и дядю, брата отца. Дядя расстрелян в том же году, отец — в следующем.

Чудная душевная связь с матерью прервана — мать получает срок заключения и отбывает его в Карлаге.

Юра с сестрой остаются на попечении бабушки, несгибаемой партийки, несмотря ни на что.

Как сын «врага народа» Юра не может поступить в вуз, потому его ждет авиационный завод: слесарь, диспетчер цеха, редактор многотиражки. В Литературный институт его примут на заочное отделение. На очное переведут позже.

В двадцать пять грянет слава: «Новый мир» опубликует его оптимистический роман «Студенты», за который ему дадут Государственную премию.

Брак с красавицей Ниной Нелиной, солисткой Большого театра, сперва счастливый, потом мучительный, с непониманием, с отдельными жизнями, его и ее, прерван ее ранней смертью, оставившей глубинное чувство какой-то вины. Перед ней или перед самим собой? Все, серьезно пережитое, перечувствованное, передуманное и переосмысленное, ляжет в основу, в фундамент, на котором сформируются человеческий и писательский характер и характеры будущих персонажей. Все в преображенном виде войдет в ту прозу, которая выделит Юрия Трифонова из ряда.

Уже плохо помнится, на фоне какой литературы Трифонов явился, как был бит за быт. Мелкотемье — так это называлось, если не про величие строек коммунизма, не про бескорыстных сталеваров и мудрых секретарей обкома.

Совестливые мученики коммуналок и вечных русских вопросов, пьющие и трезвенники, ищущие любви и теряющие любовь, ненавидящие и ненавидимые, вписанные в историю и выписанные из нее — люди, наши люди, в которых помпезная литература и не думала вглядываться так, как вгляделся Трифонов, спутники его по времени и месту, близкие и далекие, и сам он среди них.

Как ни странно, родным критикам Трифонова будут вторить критики инородные.

Один американец скажет ему на вечеринке о его героях:

— Понимаете, Юрий, нам, американцам, такие люди не нравятся. Мы любим людей успеха. А вы, русские, всегда пишете про неудачников. Это не для нас. Мы любим оптимистическую, жизнеутверждающую литературу. Мы такая нация.

И вся американская компания бодро закивает, блестя зубами, и каждый доложит про свое личное просперити, то есть процветание.

«Жизнь — постепенная пропажа ошеломительного», — записал Юрий Трифонов, как на медали вырезал.

Проза, что выльется из-под пера набравшего силу писателя, явится попыткой остановить пропажу, зафиксировать реалии, воздух, мелочь случившегося, чтобы противостоять энтропии, то есть уходу и распаду.

«Это вот что: шаркающая толпа на знойном асфальте, гул голосов, клочья музыки отовсюду, ее пух, ее сор, музыкальные перышки летают в воздухе, невидимые оркестры где-то выбивают свои перины, обертки мороженого под ногами, в урнах сам собой загорается мусор, растекание толпы, человеческий вар в лабиринтах аллей…» — и на полстраницы про Центральный парк послевоенной поры.

Инвентаризация сущего как противостояние хаосу.

Потому так много включений в повествование всяких там Саясовых, Котовых, теть Ксений, Анн Артемовн, Екатерин Гурьевн, Анн Григорьевн, Юлий Федоровн, Маркуш, Кать, которые явятся и пропадут, да и сюжет прекрасно может обойтись без них — не обходится писатель, чья страсть — запечатлеть «Обмен» и «Долгое прощание», «Другую жизнь» и «Предварительные итоги», «Время и место» и, конечно, «Дом на набережной».

Он трудно жил и трудно писал. Но писал с такой степенью проникновения в жизнь, что это было реально про нас.

Несколько тысяч читательских писем осталось в его архиве. Писали бы люди, если б не про них? Вторым браком он был женат на писательнице Ольге Мирошниченко. Трудная любовь случилась как награда за скукоженные прежние чувства.

…А с американцами, любителями жизнеутверждающей литературы, кончилось так. Один ушел с вечеринки пьяный, угрожая покалечить другого. Дочь на рассвете кричала матери: «Будь ты проклята! Ты не мать, а ведьма!.. Почему ты меня не убьешь?..» Мужчина разобьется на самолете, женщина попадет в психиатрическую лечебницу.

Трифонов писал быт как бытие, не отворачиваясь ни от каких частностей жизни, при которых дело, бывает, кончается и психлечебницей, и смертью.

Как человек он боялся смерти. Как писатель — стоически защищал от нее жизнь.

Неудачник? Он пришел, сказал свое, пробил наше дремлющее сознание. И остался. А где они, былые официальные удачники?

Юрий Трифонов: Пришел, чтобы сказать все Юрий Трифонов в рабочем кабинете. / Фото: РИА Новости

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.