Глеб Панфилов: «Первый раз увидел Инну Чурикову по телевизору, в роли девятиклассницы»
Супруг актрисы – режиссер Глеб Панфилов, возглавивший жюри нынешнего фестиваля, рассказал «Вечерней Москве» историю своего знакомства с любимой актрисой, сыгравшей во всех его картинах (кроме «Романовы. Венценосная семья»). Первая совместная работа Панфилова и Чуриковой «В огне брода нет» получила высшую награду «Золотой леопард» на престижном международном кинофестивале в Локарно.
- Глеб Анатольевич, вы открыли миру уникальную актрису Инну Чурикову. Как это произошло?
- Не без помощи Ролана Быкова. Правда, до этого были долгие поиски актрисы на главную роль – Таню Теткину в мой полнометражный дебют «В огне брода нет». В журнале «Красная новь» за 1939 года я обнаружил рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте», о котором, кстати, забыл сам автор. Но история Тани Теткиной меня так поразила, что на 114 страницах я написал сценарий «Святая душа Тани Теткиной и ее рисунков», который начал снимать, как диплом на Высших режиссерских курсах. Должен сказать, что реплику «В огне брода нет» я прочитал в рассказе писателя 20-х годов XX века Артема Веселова. У меня была замечательная съемочная группа, которую я организовал по своему разумению на «Ленфильме», в частности, гениальный оператор Дмитрий Долинин. Юрий Райзман поддержал мою идею снять эту картину, за что я ему благодарен по сей день. Замечу, что по жизни я встречался с теми людьми, с кем мечтал встретиться, и это было в руках Всевышнего. Как и наше знакомство с Инной Чуриковой. Впервые я увидел Инну по телевизору, в одной постановке, где она играла девятиклассницу, и меня поразило ее лицо. Я сразу подумал, что такое лицо было у Тани Теткиной.
- В фильме «В огне брода нет» героиня Майи Булгаковой говорит Тане Теткиной: «Ты – не баба, ты – девка». Вы искали девичье лицо?
- Чтобы объяснить, каким виделось мне лицо главной героини, должен рассказать о ней – она была сиротой, девушкой очень застенчивой, с оригинальной внешностью, талантливой художницей, и, как я написал в сценарии, «святой душой». Это сочетание скромности, забитости, внутреннего света и душевной силы создало образ девушки, который описать было непросто. Увидев Инну по телевизору, я был взволнован невероятно. В течение полугода искал Инну, но тщетно. Даже нарисовал ее и размножил рисунки для своих помощников. Инну искала вся съемочная группа по всем ленинградским театрам, по театральным вузам, а потом медицинским и политехническим. Мы уже стали смотреть других актрис на роль Тани. Но в один прекрасный день Ролан Быков сказал мне: «Глеб, есть гениальная актриса на роль главной героини в фильме по твоему сценарию (он прочитал мой сценарий?». Я несдержанно спросил: «Кто она?». Быков назвал имя: «Инна Чурикова из Московского ТЮЗа».
- И вы поехали в Москву?
- В Москву поехал мой помощник, который прямо с вокзала направился в ТЮЗ, и тут же позвонил мне: «Есть такая актриса Инна Чурикова, и она уже читает сценарий». «В Ленинград она приедет?» - последовал мой нетерпеливый вопрос. На что помощник ответил: «Если понравится сценарий, то приедет». Уже на следующее утро, как только я пришел на «Ленфильм», за столом нашей комнаты сидела девочка, которую я искал полгода и к которой меня направил Ролан Быков. Судьба все равно нас свела, хотя я часто упрекал себя за то, что не мог сам догадаться о том, что Инну надо искать в Москве, а не Ленинграде.
- Глеб Анатольевич, вы признаете тот факт, что благодаря вам Инна Чурикова стала актрисой Инной Чуриковой?
- Сама Инна это признает, а мне приходится соглашаться. После премьеры фильма «В огне брода нет» Инна призналась мне в том, что «в роли Тани Теткиной заново училась профессии, и для нее был первый университет, и что эта роль помогла ей понять себя». Я часто вспоминаю нашу первую работу с Инной и все чаще прихожу к мысли, что так было угодно Богу. Фильм «В огне был брода нет» состоял из счастливых стечений обстоятельств. Во-первых, редкая удача, что выпускнику позволили снимать художественный фильм на историческую тему, да еще по рассказу классика – на тот момент Габрилович был уже в этом ранге. Во-вторых, во время работы над первой картиной я нашел единомышленников, с которыми впоследствии снимал почти все фильмы, один из которых – ученик Дмитрия Шостаковича – композитор Вадим Биберган. Между прочим, на премьере фильма «В огне брода нет» присутствовал сам Дмитрий Шостакович.
- Когда вы работали с Инной Чуриковой над остальными картинами: «Начало», «Тема», «Васса», «Мать», имело ли место личное, ваше с Инной Михайловной семейное?
- Все опирается на мой личный жизненный опыт, включая взаимоотношения с мамой, женой, с людьми, с актерами, с коллегами. Мои наблюдения за жизнью, ее переменами.
- Глеб Анатольевич, в интервью «Вечерней Москве» вы объяснили – почему ваша экранизация повести Горького «Мать» актуальна в наше время. На ваш взгляд, что представляется сегодня российский рабочий класс?
- Фильм «Мать» я задумал в 1984 году, и снимал в течение пяти лет. Предстояла большая подготовка – картина историческая, требующая изучения, поиска, восстановления. Что касается рабочего класса, то все зависит от величины завода, На таком предприятии, как «Уралмаш», рабочий класс существует. Только рабочий XXI века весьма отличается от рабочего столетней давности. Современный рабочий - образованный, подготовленный, информированный, пользующийся всеми достижениями времени, часто с высшим образованием. Нынешние рабочие – люди интеллектуально развитые. Не беру во внимание пьющих людей, которые, как правило, погибают, уступая место здоровым. Грани между рабочими и интеллигенцией стираются. Но появилась другая грань – между рабочими и работодателями – капиталистами, у которых свой интерес, и в этих взаимоотношениях все сильнее дает знать о себе антагонизм, который был в начале XX века. Руководители страны делают все для того, чтобы избежать конфликтов, но задача эта очень трудна. Так что проблемы фильма «Мать» весьма актуальны.