Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Ковровые письмена

Развлечения
Экспонаты выставки "Тюменский ковер. Цветы Сибири"
Экспонаты выставки «Тюменский ковер. Цветы Сибири» / Фото предоставлено пресс-службой Российской академии художеств
Никогда не думала, что вот тут, в узком проходе зданий Никитского бульвара прячется еще одно, а в нем мастерская единственного в России реставратора ковров Тадевоса Самвеловича Манукяна.

Крепкое рукопожатие, вежливое приглашение и сразу: чай, кофе, вода? Невеликая комната с единственным окном. Станины огромного деревянного ткацкого ковра с неожиданными металлическими пружинами. Так мне показалось. Десятков пять мотков. И четыре ковра. Не удержалась, потрогала поверхности каждого. Седовласый мастер смотрит на меня с любопытством.

- Тадевос Самвелович, я встречала в Средней Азии мужчин-ткачей. Но редко.

- Все меняется в мире. В древности именно мужчины ткали. Но ткачи – это немного другое. Любого человека можно научить ткать. А вот реставрировать – нет. Если человек решил стать реставратором ковров, то он должен набраться терпения. Очень много терпения. Очень… И иметь общее понятие в технологии реставрации. И тут сразу все и выявиться – дано человеку этим ремеслом заниматься. Или надо искать себя в чем-то ином. И тут не стоит расстраиваться, такое уж это дело… Да.

- Это наследственное мастерство, передающееся на кончиках пальцев, или Бог дает?

- Даже и не знаю. Вот я почти полвека занимаюсь реставрацией ковров, а ответа так и не нашел для себя… Хотя, наверное, от Бога. И, если Он дает, то обязательно способности твои выявятся, выйдут на поверхность. А, если нет – учись, сколько хочешь, все равно не сможешь работать с коврами. И больше ничего.

- Главный инструмент для реставрации – станок. Вы его сами сделали?

- Идея, как раньше говорили, рационализаторское предложение, моя. Конечно, и чертежи. Но изготавливал не я. Хотя проверял сам, да, да, не отходя от кассы. Станок немного отличается от тех, что были в прошлые века. Вот этими мощными железками. Без них тоже можно все нити натянуть вручную, но с ними основу натягивать гораздо проще. Благодаря им натяжение идеальное. Мне всегда важно, чтобы все было в работе просто и быстро.

- Самое главное – основа.

- Конечно. Как ее натянешь, так и будешь ткать.

- А что главное в вашей работе?

- Подготовительный процесс. Станок хороший есть? Тогда определяем размер ковра и подготавливаешь именно под него основу, подбираешь нити по колеру. Красишь, если требуется. Сколько может занимать подготовительная работа? Полгода, может год.

Я отхлебнула ароматного кофе. Покатала клубки по столу. Выделила три – ярко-красного цвета.

- Я читала, что для красного цвета используют специальных кошенильных жуков.

Мастер оживился.

- Да, да, кошениль. Сейчас дефицит страшный, достать тяжело. Как и индиго - практически нет натурального. Исчезло вообще, были такие корни растения индиго, в Индии росли. Цвет такой ночного неба, знаете?

А жуки, чтобы добыть краску, на них делали специальные ловушки, потом под солнцем сжигали, оставались только крылышки. Вот из них и делали красную краску.

- Всегда?

- Сколько человечество себя помнит, всегда красную краску так делали. Вы читали о Пазырикском ковре, которому больше двух тысяч лет? Так вот и на нем есть нити, окрашенные кошенилью.

- И они никогда не выцветают?

Выразительный жест руками сказал яснее слов: никогда.

- И я в своей работе пользуюсь только натуральными красителями. Орехи грецкие дают двадцать оттенков: от насыщенного черного цвета до зеленоватого. Ну, а поскольку кошениль достать трудно, я пользуюсь мареной. Из нее можно получить красный, розовый, пурпурный, оранжевый, коричневый цвета. Знаете, Ирина, практически из всех растений можно получать краски. Но в основном они растут на Кавказе и в Средней Азии. Из России – березу, пижму, ромашки беру.

- Тадевос Самвелович, вы реставрируете ковры только шерстяные?

- И шелковые тоже. Отличия? Шелк гораздо тяжелее шерсти красится. Шерстяные нитки они краску просто хватают, а шелковые долго впитывают: месяца два-три. Поэтому можно посчитать, сколько потребуется времени для одного шелкового ковра.

- Вы все сами готовите?

- Конечно. Сам готовлю, один.

- А вот этот ковер, судя по вашей фамилии, вы сделали сами, чем интересен?

Мастер легко встал, подошел к ковру.

- Девяносто процентов ниток для этого ковра я собирал из старых ковров. Помню, передо мной лежала грязная куча ни на что уже непригодных безворсовых кусков. Я долго распускал, получал нитки. Кто понимает – это богатство. Потому что так покрасить уже нельзя – как бы ты этого не хотел. Им же лет по двести, ниткам этим. Подготовка шла долго. Я мыл, сушил. И соткал. Именно этот ковер.

- Он единственный?

- Нет. Набралось на целую выставку, я даже и не думал, что так много будет. Ведь я всю свою жизнь ткал. Все свободное время. 30 больших и 100 мелких ковров соткал. Да, так, наверное. Осталось, конечно, меньше. Дарил много. Очень много друзьям, знакомым. Так получалось в жизни.

- Сколько существует видов плетений в коврах?

- Ворсовое, безворсовое. В ворсовом два вида техники - полуторный и двухузловый, то есть сямэ и гяргин. А все остальное – зели, келим, пшумах – техники безворсовых ковров. Но я люблю все, потому что каждый хорош по-своему.

- Кто вас научил?

- Начинал у бабки одной в Ереване. Потом поступил в техникум уже в Москве и окончил текстильный институт имени Косыгина. Как то вник в это дело, втянулся постепенно . В 1974 году поступил в музей Востока. С тех пор тут и работаю.

- Что можно прочитать по ковру?

- То же, что и по живописному полотну. Каждый человек видит свое. Вот, например, я вижу всадников. Их одежда, лошади, куда они скачут?

- По цветовой гамме можно определить в каком настроении мастер работал?

- Когда ты разбираешься в коврах, то сразу понимаешь, какой мастер ткал этот ковер, и какое у него было настроение. И не важно – много красного цвета или фиолетового. Важна технология, разные цветовые гаммы, оттенки – ковровые или не ковровые. Как рассчитано. И как это все в итоге сделано. Вот, например, персидские ковры считаются классическими. Так считается многими академиками, которые ими занимались. Там до полсантиметра все рассчитано. А вот кавказские ковры - это что-то совсем другое, которое внутри каждого мастера сидит. Может быть душа, не знаю…Пусть примитивное, но как это все сделано! Понимаете, тут разные совершенно подходы. Поэтому ковры – они все хорошие. Но сравнивать их никогда нельзя. Кто-то любит классику, кто примитив. А туркменские ковры – совершенно иные. Вот, посмотрите, красная краска разных оттенков - вот эти, так называемые чашки. Ведь хороши! Но не классика.

- По ощущениям. Олимпийский мишка мне не нравится, а вот этот – ладонь оторвать не могу.

- Ну, это шелковый ковер. А тот – шерстяной. И рядом тоже. Видите, у каждого человека свое отношение к коврам. Вы идете от сердца, от тактильных ощущений. Но вы правильно показали – вот этот нижний – очень хороший ковер. В нем тоже нитки XVIII века собраны.

- А откуда эти нитки?

- Из паласов, это часть ковра без рисунка. Они и 200-250 лет могут сохраняться. В них главное нитки и цвет, который они сохранили. Потому что нитки из шерсти специальной породы овец. Сараджинских. Их специально разводили в Туркмении. У них шерсть – как шелк. После Великой Отечественной войны их разведением уже не занимались, к сожалению. Просто требовалось увеличивать поголовье этой породы, чтобы удовлетворить потребность людей. А требовалось совсем другое – народ накормить. Потом спохватились, но для массового производства все породы хороши, лишь бы шерсти давали много. Тут уже за качеством некогда следить.

- Я прочла, что когда ковер делали, то его бросали на песок, по нему долго ходили верблюды, потом его долго мыли, сушили. Зачем?

- Когда ткешь новый ковер, то лишней шерсти в нем - процентов на двадцать пять – тридцать процентов. И надо чтоб она вышла из ковра. Если ты, конечно, не хочешь, чтобы это произошло лет через двести. И вот под ноги бросали, чтобы во дворе по нему дети бегали, животные. А дальше все как вы сказали. Но такой шерсти теперь нет. Поэтому так никто не поступает.

- Где самое лучшее музейное хранилище ковров?

- Наверное, в Будапеште. Может, в Вашингтоне. Но точно не скажу – сам там не был, только слышал. Потому что в хранилище трудно попасть. Слишком много секретов можно оттуда «вынести» знающему человеку. Ну, и в хранилище ковров нашего музея Востока тоже попасть не просто.

- О чем мечтаете?

- Хорошо бы на самом верхнем этаже работать. И чтоб крыша стеклянная была: ведь лучше естественного освещения ничего не может быть. Третье желание? Увидеть редкую икону и сделать с нее ковер.

Справка "ВМ"

Тадевос Манукян – заслуженный работник культуры РФ, художник-реставратор по коврам высшей категории, член Международного Совета Музеев, эксперт Росохранкультуры по декоративно-прикладному искусству. Он отреставрировал более 100 ковров из собрания музея Востока.

Ткацкий станок, нитки, пинцет, игла и ножницы – главные инструменты художника-реставратора.

Всплеск ковроткачества в Советском Союзе приходится на 20-30 годы прошлого века. В Туркмении, Средней Азии, на Кавказе (кроме Грузии) были построены мастерские. Все было высшего качества – шерсть, красители, высокопрофессиональные ткачи по коврам. Самые лучшие ковры, сделанные их руками, были проданы заграницу на валюту.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.