Неясные эпизоды биографии Аллы Баяновой
Известная исполнительница романсов родилась в Российской империи, весь период СССР прожила за границей, а умерла в России. Почти 90 лет она выходила на сцену. У Аллы Баяновой не было детей, но уже в очень зрелом возрасте её помощницей, соратницей и почти дочерью одинокой артистки, расставшейся с тремя мужьями, стала Наталья Должикова. В сообщениях о смерти артистки говорилось, что она болела весь последний год.
Есть другие сведения: ещё за 6 лет до этого пожилая женщина перенесла череду клинических смертей и шестьдесят пять дней провела в реанимации на искусственной вентиляции лёгких. Но вскоре снова пела. Просто этот человек был такой силы воли, что едва оправившись, Алла Баянова всегда выходила на сцену - после концлагеря, личных трагедий, тяжёлых болезней... Её последний сольный концерт состоялся в мае 2009 года, когда артистке исполнилось 95 лет.
В нашей стране имя Аллы Баяновой узнали в конце 1980-х, она пришла с сольниками в наши концертные залы и на телеэкраны в том возрасте, когда многие завершают творческую карьеру. Но она была невидалью для зрителя - вернувшаяся эмигрантка, учившая русский язык в Париже, щемяще исполняющая русские и цыганские романсы. Поэтесса Айсулу Кадырова вспоминает о появлении Аллы Баяновой:
- Много лет назад в одной из музыкальных передач я увидела потрясающей внешности певицу с горящими глазами и необычайно завораживающим, уникальным голосом. Я была просто потрясена - богиня с величественной королевской осанкой, изысканными манерами. Серебряный голос певицы, её необычный русский язык с приятным лёгким акцентом, стиль исполненных ею песен меня просто покорил. Потом, увлёкшись творчеством Аллы Баяновой, я поняла, что это был лично её, баяновский, стиль.
Айсулу Кадырова посвятила Алле Баяновой своё новое стихотворение, в котором есть строчки:
Настанет день и час, и птицей одинокой
Взлетит душа к бескрайним небесам...
Настанет день и час, и звёздочкой далёкой
Я буду освещать дорогу вам.
Поэтесса ощущает, что талант актрисы и певицы Баяновой с небесных высот "звёздочкой далёкой" освещает дорогу тем, кто в реалиях повседневной жизни ищет для себя Добро и Свет, а их можно найти и в вечных песнях.
Восторженных поклонников у необычной артистки было и остаётся невероятно много. Что напитало, воспитало и закалило женщину, манера исполнения которой находила почитателей во многих странах?
Алла родилась в 1914 году в творческой семье оперного, затем эстрадного певца Николая Левицкого (псевдоним - Баянов) и балерины кордебалета Евгении Скородинской. Тогда их родной Кишинёв в составе Бессарабской губернии принадлежал Российской империи.
Многие годы в официальной биографии певицы значилось: семья уехала за границу, когда Бессарабия после окончания Первой мировой войны отошла Румынии. А вот Баянова в одном из интервью рассказывала: "Мы уехали из России вскоре после событий 1917 года. И то смогли выехать лишь потому, что папа представил нас как маленькую труппу, едущую на гастроли. А то бы и не выпустили, ведь как-никак родители были дворянами... Я приехала в Румынию ещё совсем маленькой девочкой. А родилась я в Бессарабии, в Кишинёве. То была как бы страна в стране — старая русская земля с помещиками, орловскими рысаками, огромными земельными владениями, виноградниками с самыми лучшими лозами. Мои предки были помещиками, а когда пришла советская власть, многие зажиточные люди переехали в Румынию, а тех, кто остался, ждала печальная участь".
Левицкие-Скородинские уехала в Италию, затем в Париж. Там оперная карьера Николая закончилась, поиски заработков привели его в театр Никиты Балиева, где он сделал постановку номера-баллады "Кудеяр-атаман". Одна из версий описывает, будто дебют маленькой Аллы состоялся как раз в этом театре, когда ей не было восьми лет. Якобы заболел мальчик-"поводырь", а дочка Николая знала его роль, да и всю программу, так как часто видела номер из-за кулисы. И ей подменили заболевшего юного актёра.
По другой версии, Алла дебютировала в том же номере, но позднее, когда отец его поставил в ресторане-баре "Казбек". И пока для новой постановки искали мальчика на роль поводыря, его подменяла дочка главного исполнителя. Премьера получилась столь успешной - публика рыдала и эмоционально благодарила, что владелец ресторана оставил роль за Аллой.
Родители устроили Аллу в частную школу при католическом монастыре, а раз в неделю она посещала гимназию для детей русских эмигрантов. Как вспоминала артистка, отец взял с неё слово, что она обязательно вернётся в Россию и будет петь для русских сердец. До этого было ещё очень далеко...
Девочка приняла псевдоним отца - Баянова и рано начала сольную работу на эстраде, объездила полмира. А семнадцатилетней поселилась с родителями в Бухаресте, где прошла большая часть её жизни. Она выступала в маленьком цыганском хоре, вышла замуж за его руководителя Жоржа Ипсиланти.
О их разводе также есть две версии. По одной, Жорж бросил жену ради молодой певицы. Алла Николаевна рассказывала, что драматический раскол в их отношениях случился задолго до того: дескать, мать была категорически против того замужества, но дочь ослушалась в пылу влюблённости. А дальше произошёл показательный случай: бизнесмен яркого поведения, сейчас назвали бы - мачо, произвёл на Аллу потрясающее впечатление, заигрывая с ней в ресторане. Кульминация: "В эту же ночь я изменила мужу с почти незнакомым человеком, который был старше меня на 20 лет и к тому же женат. Утром я обо всём рассказала Жоржу. Он собрал вещи и ушёл. Наша же внезапно разгоревшаяся взаимная страсть с Сергеем вскоре угасла: он, как это делает большинство мужчин, немного погулял на стороне и вернулся к жене".
После у певицы были ещё два замужества, но сначала... полтора года концлагеря. За что румынские власти бросали певиц в концлагеря? Алла Николаевна рассказывала, что причиной была только ненависть правителей Румынии, тогда – Ион Антонеску, а после войны – Николае Чаушеску - к русским. У тогдашних политиков её страны несколько иной вариант ответа: за агитационную деятельность в пользу Советского Союза, так был расценен репертуар артистки в театре "Альгамера".
После войны Николае Чаушеску сильно "задвигал" исполнительницу романсов, говорил, что от её песен за версту несёт ненавистными ему русскими. Таким как она, любителям русской песни, оставалось мотаться по перифериям, зарабатывая на хлеб и воду. Поэтому обидней всего певице было смотреть телерепортажи, где Чаушеску целовался с Леонидом Брежневым - какое лицемерие!
В Советский Союз Алла Баянова впервые попала в 1976 году, по её словам, чудом - по линии советских профсоюзов были организованы двухмесячные гастроли по городам страны. Тогда Россия растревожила её душу, позвала к себе - женщину не отпускали купола русских храмов, а ночью снились гроздья калины. Перестройка в СССР, новые веяния и свободы, Москва просит румынское руководство о гастролях эмигрантки Баяновой, Бухарест выпускает её в Ленинград. Это шанс!
О решающих днях артистка написала: "Трясущимися руками ночью в гостиничном номере я писала ему (Михаилу Горбачёву, прим. М.С.) на тетрадном листке в клеточку. Опустила письмо в почтовый ящик и потом дрожала от страха, что откажут и что об этом узнают в Бухаресте. Помню до сих пор резолюцию Горбачёва на моём листочке: "Просьбу Баяновой удовлетворить". Вот так я стала русской. Вы не представляете мое счастье. Я прыгала от восторга, как девчонка".
А ведь было Алле Николаевне тогда 74 года. Ей предоставили небольшую квартирку, зато где - на знаменитом Старом Арбате в столице! И Баянова начала давать концерты и активно гастролировать, записывать пластинки, в постперестроечном СССР и новой России певица оказалась востребована, романсы в её неподражаемой манере околдовали большую аудиторию, около двадцати лет артистка исполняла свою заветную мечту и выполняла волю отца - пела для русских сердец.