Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

«Геликон» открывает сезон. Теперь там живут музы

Развлечения
2 ноября на открытии театра «Геликон-опера» присутствовали первые лица города. Амбициозная реконструкция объекта длилась восемь лет. А сценографом декораций для гала-концерта стал главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Свой 26-й музыкальный сезон крупнейший оперный театр России «Геликон-опера» открыл грандиозным гала-концертом в зале «Стравинский». Художником-постановщиком церемонии и сценографом выступили главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и архитектор Агния Стерлигова.

— Сценография опиралась на две базовые идеи, — рассказал «ВМ» Сергей Кузнецов. — Во-первых, это здание театра и архитектура новой сцены, а, во-вторых, это идеология того, что театр в себе несет.

По словам Кузнецова, главное в театре — актеры и музыканты, тогда как архитектура играет роль вспомогательную. Однако без высокохудожественных декораций гала-концерт бы и на треть не был таким блистательным.

ТЕХНОЛОГИЧНО И МОДНО

На концерте 2 ноября «Севильский цирюльник» Россини поразил публику с первых минут — когда открылся занавес. Неожиданной отправной точкой театрального действа стало появление трех плоских дверей посреди сцены, они распахнулись — и началась комедия. Внутри скрывались оперные дивы в гиперболически объемных платьях, и их тончайшие меццо-сопрано заставили партнеров закрывать уши от ужаса. Театральную комедию дополнил видеоряд — на декорационном экране транслировались разноцветные круги в стиле поп-арт, внутри каждого прыгало смеющееся лицо артиста. Пародию вознаградили хохотом и рукоплесканием.

— В графике сцены я хотел, чтобы это было одновременно и технологичным, и модным, но притом прочитывалась бы определенная традиционность дизайна и графики, — уточнил Сергей Кузнецов.

Декорации к арии Кончаковны из оперы Бородина «Князь Игорь» главный архитектор продумал как образы, раскрывающие драму героини. Одновременно с первыми нотами сцена погрузилась в синюю мглу, в левом углу в такт музыке появилась ослепительная луна — огромный шар с ажурным рисунком на едва видимом тросе. Тоскливая женская песня пронзила зал. Семь арфисток в белых нарядах кружились на вращающейся платформе, дополняя гипнотический эффект от риторического рефрена Ярославны: «Где же ты, милый мой?» Декорации менялись плавно — на базовой «ширме» возникло яркое оранжевое солнце, распускающееся причудливыми лучами. Сценическая карусель остановилась, и через мгновение успокоились струны, замерло виртуальное светило, растворился последний звук печальной песни.

— Театр оборудован очень здорово, по последнему слову техники, — подчеркнул Сергей Кузнецов. — Мы постарались все задействовать, чтобы в открытии максимально показать, на что способны и художественный коллектив, и новое помещение.

СТРОИТЕЛИ СТАЛИ ПОКЛОННИКАМИ ОПЕРЫ

А о том, как перестраивалось здание, чего стоило воссоздать уникальные интерьеры и кто репетировал в залах, рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

— Перед строителями, каждый из которых в результате стал поклонником оперы, стояла сложная задача — с одной стороны, представить ультрасовременный музыкальный центр с хорошей акустикой, с другой, детально восстановить исторические усадебные интерьеры, — пояснил Дмитрий Бертман.

Реконструкторы опирались на сохранившиеся образцы XIX века, что позволило воссоздать стены, подвалы, торшеры, колонны, карнизы, парадную лестницу, художественную лепнину. Интерьер холла воспроизводит атмосферу старинного русского особняка.

Лестница в зрительский гардероб выполнена в черно-белом цвете, а особое величие ей придают огромное зеркало и вертикальный фонтан, каждую секунду меняющий подсветку. Фойе гардероба и нижний холл удивляют неожиданным «шахматным» стилем, смелый дизайн не ассоциируется с усадебным прошлым здания.

Историческое фойе ведет в зал «Покровский» (получивший имя режиссера Бориса Покровского), светлый и камерный. Он аскетичен в своей блистательности: голубоватые стены оттенены белоснежным фортепиано и черным роялем. Белая лепнина и ажурные карнизы гармонируют с пастельным паркетом, на котором расставлены кресла, обитые болотно-золотистой мягкой тканью.

Соседствует с ним небольшой зал «Тихонов», увековечивающий память первого главного дирижера Кирилла Тихонова, сооснователя «Геликона». На этом же этаже расположено помещение Елены Образцовой — его украшают рояль, картины, ваза с цветами, зеркало и черное вечернее платье.

— В далеком 1993 году я вместе с Еленой репетировал в этом зале, — рассказал Дмитрий Бертман. — В нем хранится любимый костюм певицы, в котором она ездила по всему миру с «Пиковой дамой», оригинальный рояль и мебельный гарнитур из ее московской квартиры.

ТАКОГО СВЕТА НЕТ НИГДЕ

Рядом находится исторический белоколонный зал княгини Шаховской. Его стены слышали игру Рахманинова и Чайковского, распевки штатного сотрудника театра Шаляпина, они содрогались от голоса Станиславского на репетициях, и именно здесь выступал Дебюсси. В нем полностью воссоздан старинный деревянный купол, отвечающий за акустику.

Зал «Стравинский», где и прошел гала-концерт, назвали в честь композитора неслучайно: четверть века назад театр открывался комической «Маврой». Эксперты спроектировали помещение на 500 мест, а амфитеатр пришлось возводить на месте бывшего внутреннего дворика.

Ложу для почетных гостей решили реконструировать из крыльца исторического здания. Особое внимание обратили на окна: их оборудовали плазменными панелямиприз мами, показывающими массовку во время спектаклей. Черный потолок зала украшен инопланетными тарелками и мерцающими звездами. Тарелки — специальные отражатели звука, «геликоны», а звезды — тысячи хрусталиков Сваровски.

— Такого света, как в «Геликоне», нет нигде в мире: на каждом софите мы сделали световой занавес, позволяющий менять ракурс наклона на 180 градусов, — рассказал про световые характеристики Дмитрий Бертман. — Сцена из 26 подвижных платформ способна перемещаться в двух плоскостях круга и будет задействована на всех спектаклях.

Душа сцены — шесть звучных колоколов, их отлили по просьбе художественного руководителя для геликонцев. А пол оркестровой ямы, рассчитанный на большой симфонический оркестр, представляет собой мобильную платформу, она позволяет музыкантам подниматься на один уровень со сценой. Кстати, два состава оркестра всего состоят из 132 человек, а в хоре — 65 исполнителей (раньше было 40). Четырех солистов выбрали из 510 кандидатов на специальном конкурсе.

— Сегодня у нас есть все — акустика, интерьеры, атмосфера, то есть то, что называется душой места, — рассказал технический директор «Геликон-оперы» Ростислав Протасов. — Ее мы вдохнули за эти несколько месяцев, отдав частичку своего сердца. И результатом довольны.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

По распоряжению московского правительства в 2007 году началась реставрация бывшей городской усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской. В ней последние 16 лет работает музыкальный театр «Геликон-опера». В результате столичные театралы получили не только восстановленный особняк, но и новый театральный центр площадью более 13 тысяч квадратных метров.

Реставрацией занялась группа компаний «Мосинжиниринг». Во внутреннем дворе особняка построили Большой зал на 500 мест в стиле греческого амфитеатра. Театр ведет историю с 1990 года. Сегодня это театральный комплекс, не уступающий лучшим европейским образцам.

Уже в XIX веке в особняке французские и итальянские актеры играли спектакли, а в начале XX века там открыли камерный зал. В советское время на Большой Никитской, 19/16, распола гался Дом медработника, а в 1990-х в здание въехал театр «Геликон-опера».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

- Я убежден, что это один из лучших залов не только в Москве, но и в мире. В это здание вложена позитивная энергия, душа. Я уверен, что этот театр будет одной из самых главных достопримечательностей столицы. Здесь удачно вписан в историческое здание современный зал на 500 зрителей.

Все эти годы, пока мы занимались проектом, мэр нас всегда поддерживал. Нам не везло с подрядчиком, с проектировщиками, и только приход компании «Мосинжпроект» позволил нам завершить работы.

Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы:

- Открытие «Геликон-оперы» значит очень много для Москвы, теперь город будут воспринимать иначе. Я очень рад, что открылся этот театр!

Александр Стриженов, актер театра и кино:

- «Геликон-опера» — потрясающее здание, это подарок Москве. Меня приводит в абсолютный восторг то, как новый «Геликон» вписан в этот столичный дворик. Я помню скамейку, на которой ребенком сидел во дворе Дома медработника. Сейчас там оркестровая яма, фантастический зал.

Дмитрий Хворостовский, оперный певец, народный артист России:

- Мы очень о многом говорили, многое загадывали, когда театр только реконструировали. Прекрасно, если хотя бы какая-то часть претворится в жизнь. Дмитрий Бертман, в этом зале ты можешь воплотить все мечты! Хочешь «Демона» — пожалуйста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мэр Москвы Сергей Собянин посетил церемонию открытия «Геликон-опера»

В понедельник, 2 ноября, состоялось торжественное открытие нового помещения театра «Геликон-опера», на котором присутствовал мэр Москвы Сергей Собянин (подробнее...).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.