Леонид Броневой: «Я не люблю героев положительных, их часто играют бездарные актеры»
Не так давно вся страна переживала – во время очередных гастролей артист пережил тяжелейший инфаркт. Врачи думали, не выкарабкается, но он выжил, и сегодня по-прежнему на сцене. 87-летний Броневой не любит интервью и юбилеев, считает, что долгая жизнь дана кому-то в награду, а кому-то и в наказание...
- Леонид Сергеевич, ваши поклонники в восторге, когда видят вас. Столько лет, а вы до сих пор в профессии.
- Да, «Вишневый сад»… А скоро Захаров принесет почитать новую пьесу, для меня там тоже есть роль.
- А если там будет много текста, справитесь?
- Придется учить, а куда деться. Выучу, обязательно выучу. Главные роли в новой постановке сыграют Александра Захарова, дочь Марка Анатольевича, и Виктор Раков. Еще там заняты, Дмитрий Певцов, Сергей Степанченко. Они уже репетируют эту пьесу по роману Владимира Сорокина.
- Сорокин пишет увлекательно, но порой очень жестко. Если придется матом выругаться?
- Нет, я не буду. Там достаточно молодых актеров, пусть матерятся. А вообще, я уверен, что на сцене делать этого нельзя и в жизни тоже. Потому что после мата следует драка и убийство. Нельзя доходить до этого. Хотя, если подумать… в жизни русского человека много мата. И можно понять работяг, которые тяжелым трудом зарабатывают на хлеб. Они не могут без мата, им это помогает как-то.
- Леонид Сергеевич, не сожалеете, что яркого положительного героя на сцене так и не сыграли пока?
- Я не люблю героев положительных, они мне не приятны. Есть в этом какая-то ложь, какой-то пафос. Положительных героев играют обычно плохие актеры. Самые замечательные – это отрицательные роли. Роли людей, которые не то, чтобы делаю зло, а просто не согласны с «Ура» и «Да Здравствует».
- От каких-то ролей приходится сегодня отказываться?
- От «Женитьбы» вот отказался. На 88 году жизни быть женихом – это смешно.
- Бывают такие женихи, и жены у них 20-летние.
- Ну, да, курам на смех. И кончается все это плохо. Для старичков, конечно, более быстрой смертью.
- Обаятельные негодяи - ваш конек.
- Может быть… Хотя не всегда, я играл в театре на Малой Бронной генерала Серпилина в «Живых и мертвых». И меня очень огорчало, когда в спектакле Сталин спрашивал моего героя «Почему вас долго не было видно?» А он отвечает: «Я сидел, товарищ Сталин». Зал ржал с таким удовольствием. Они могут смеяться над этим, вместо того, чтобы просто помолчать.
- Если смотреть на современность с высоты вашего возраста, что радует, что пугает?
- Пугает желание материальных благ. Люди рвутся к этому, забывая, что на тот свет ничего нельзя забрать. А радует то, что, надеюсь, не повторится больше то страшное время, которое было в годы моей юности. Когда людям закрывали рот, не пускали за границу или контролировали каждый шаг, каждый вздох.
- Ваш отец служил в НКВД. А вы почему-то не стали ни юристом, ни военным – поступили на актерский.
- Отца посадили. И мне был закрыт доступ ко всему. В военный вуз было нельзя, в журналистику тоже. И даже в актёрские вузы в столицах – Москве или Петербурге не принимали. Все дороги закрыты. Только Ташкентский ГИТИС меня принял.
- Но ведь вас не просто так приняли, обнаружили талант, который, наверное, еще в детстве проявился.
- Мне мать рассказывала. Когда было 3 года – собрались гости. Я зашел в комнату, осмотрелся и сказал: «О, полное собрание сочинений». Значит, что-то такое было, да…
- Заметьте, и это уже тогда был комический талант.
- Тогда, да, а сейчас уже больше трагический с оттенками комического. Возраст очень давит.
- В судьбе вашей семьи судьба страны, как в капле отразилась. Отец участвовал в репрессиях, а потом сам стал жертвой.
- Мой отец участвовал очень яростно. Он был предан революции, воевал в гражданскую войну. Он и на Великую Отечественную рвался, но тогда уже сидел, не пустили. Отец был майором госбезопасности, начальником отдела НКВД УССР. Его родной брат Александр Броневой - служил заместителем народного комиссара внутренних дел Украины. Народный комиссар – это как министр сегодня. Дядьку моего убили прямо в кабинете. А потом и отца репрессировали. Забрали ночью, а утром к нам пришел участковый, дворник, понятые. Сказали: сейчас 7 утра, в час дня вас не должно быть не только в Киеве, но и на Украине. Мне было 8 с половиной лет, маме 29 и мы уехали в Кировскую область. Мама писала Хрущеву много раз, он тогда руководил партийной организацией Украины и знал об аресте отца и нашей ссылке. В ответ от мамы потребовали, чтобы она отказалась от нашей фамилии. Она не отказалась и, по-моему, послала Хрущева очень далеко, мать была боевая, детдомовская. С 37 года, около 5 лет мы с мамой провели в ссылке.
- В чем обвинили отца?
- Его объявили троцкистом. Он взял на работу деревенского парнишку. (Об этом попросила его мать, сказав, что мальчик умирает с голоду). Отец устроил его часовым в НКВД. Когда папу арестовали и привели в его бывший кабинет, тот парнишка сидел за его столом. В петлице кубик - он сразу получил звание лейтенанта. Первое что сделал молодой человек, это выбил отцу зубы, и пока тот вытирал кровь, достав документы, задал вопрос: «На комсомольском собрании в 1922 году вы за кого голосовали за Ленина или за Троцкого?» Отец ответил, что за Троцкого, за него голосовали все тогда, ведь он был первое лицо. Этот случай и стал причиной обвинения.
- Отец вам сам обо всем рассказывал?
- Отец, вернувшись из тюрьмы, сразу ничего не рассказывал. Только через много лет. Он прожил долго, до 96. Помню, говорил, как важно знать мелочи, от которых зависит жизнь. Старый большевик, который прошел царские и наши тюрьмы ему когда-то рассказывал. Если заключенных загоняют в небольшое помещение, чтобы остаться в живых непременно надо попасть в центр. Если попадешь к стенке, то тебя через час раздавят. Отец с двумя товарищами пробился к центру, когда был в подобной ситуации. Говорил, что к четырем утра почувствовал, облегчение, люди стояли уже не сплошной стеной. Те, что были у стенки, умерли. Отец остался преданным партии даже и выйдя через много лет из тюрьмы. Как-то позвонил и сказал: «Надеюсь, ты вступил а партию? Нет? Почему? Партия тебе все дала» Я ответил, что это ему она дала – большой срок с правом переписки. Без права переписки означало расстрел.
- К юбилею Дмитрий Медведев вручал вам высокую награду: орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени, спросил, что из материальных благ вам нужно, может дачу? Вы отказались, не жалеете сейчас?
- Я уверен, никогда нельзя у больших людей что-то просить – ни в коем случае. Их ставишь в неловкое положение и сам попадаешь в очень странное состояние. У меня двухкомнатная квартира, мы с женой вдвоем, куда ж больше-то.
- Так дочка же есть и внучка.
- У каждой есть жилье, им тоже всего достаточно.
- Гордый вы человек…
- Наверное, поэтому очень поздно получил звание народного ССР, много лет жил в коммунальной квартире.
- С возрастом грустнее жить?
- Да, более грустно, более обидно… Но стараешься не попадать в эти сети.
- Говорят, от хандры спасает природа. Эх, вот не отказались бы от дачи…
- Ничего. Я Медведеву сказал тогда: дачу у нас могут иметь лишь вы и Лужков. Потому что у вас трехсменная охрана. 150 человек автоматчиков, самолеты, у вас ничего не сгорит, не взорвется. Я удивляюсь Галкину и его смелости. В Грязи построить дворец сумасшедшей роскоши.
- Знаменитый исследователь мозга Наталья Бехтерева говорила: «Умные живут долго». Вы из таких, как раз. Кстати, мозг как-то поддерживаете? Книги, кроссворды?
- Ничем не поддерживаю. У меня в жизни - все по воле судьбы. Впрочем, из книг люблю Чехова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Тургенева и Пушкина, день рождения которого недавно был.
- С кем-то из любимых писателей – современников лично удалось пообщаться?
- Немного знаком с Войновичем, очень хорошо к нему отношусь.
- А к телевизору как относитесь?
- Смотрю в основном новости, касающиеся политики. А шоу, передачи – я всего этого не люблю. Пустота.
- С возрастом четче вспоминается давнее прошлое?
- Мелочи, которые были вчера, не всегда помню, а прошлое вырисовывается яркими картинами. Свойство мозга.
- Вы огромную интересную жизнь живете. Не думали автобиографию опубликовать?
- Я думаю, что это никому не нужно. Сейчас столько книг, все пишут.
Досье
Леонид Сергеевич Броневой, советский и российский артист театра и кино. Родился 17 декабря 1928 года в Киеве. В фильмографии Броневого около 50 картин. Самые известные из них: "Агония", "Возвращение резидента", "Покровские ворота", "Тот самый Мюнхгаузен", "Вооружен и очень опасен", "Формула любви", "Небеса обетованные", "Шизофрения", "Простые вещи". Удостоен Государственной премии РСФСР (1976), Государственной премии РФ (1996), премий "Кумир" (2002), "Ника" (2008) и "Золотая маска" (2013). Награжден орденами Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" I, II, III и IV степеней, являясь полным кавалером этого ордена.
Анекдоты о Броневом
- Штирлиц выстрелил Мюллеру в голову. Пуля отскочила. "Броневой," - подумал Штирлиц.
- Штирлиц зашел в кабинет и увидел Мюллера в буденовке, сидящего на столе и играющего на балалайке. "Да, Штирлиц, - меланхолично произнес Броневой, - не один Вы тоскуете по Родине."
***
- К даче Штирлица подъехала машина. Из нее вышел Мюллер в сопровождении взвода гестаповцев. Он постучал в дверь. "Кто вам нужен?" - спросили из-за двери. "Мне нужен Штирлиц," - сказал Мюллер.
"А меня нет дома," - ответил из-за двери Штирлиц.
Мюллер выругался, сел в машину и уехал. Так Штирлиц уже третью неделю водил гестапо за нос.
***
- У Штирлица сломалась машина. Он вышел и стал копаться в моторе. "Штирлиц, Вы - русский разведчик," - сказал проходивший мимо Мюллер. - "Немец отдал бы свою машину в автосервис".
-------------------------------
Когда Марк Захаров пригласил Леонида Броневого в Театр имени Ленинского комсомола, мэтр поначалу удивился: «Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?» Но подумав, сказал: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду».