Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Эпоха Старбакс и Макдональдс

Эпоха Старбакс и Макдональдс

Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Рыцари любимых не забывают

Развлечения
Рыцари любимых не забывают
На фото: Сцена из спектакля / Фото: Пресс-служба МХТ имени Чехова
Константин Богомолов поставил спектакль по пьесе Шварца "Дракон" на сцене МХТ с учетом реалий нашего времени. А они таковы: само слово "рыцарь" стало насмешкой, даже самые благовоспитанные девушки не прочь покурить и выругаться, а о спасении мира всерьез говорят разве только душевнобольные в лечебницах.

И легендарный режиссер, автор фильма "Убить дракона" Марк Захаров уже 30 лет не снимает кино. Но продолжает ставить спектакли. А Константин Богомолов берется соединить театр и кино, легенду о рыцаре Ланцелоте с историей мира, а сцену Художественного театра с эстрадой и танцплощадкой. Зачем? Ну, хотя бы затем, что живее всех живых философий - выражение из десятой сатиры древнеримского поэта Ювенала: "Народ просит хлеба и зрелищ".

Дракон (Игорь Верник) сидит за столом в семье архивариуса и его дочери Эльзы (Надежда Калеганова) и довольствуется скромной пищей. Квартирка, в которой живут летописец и самая прекрасная девушка города, где правит бургомистр (Олег Табаков), до боли знакомая - советская. Что называется, не перепутаешь. Только самое необходимое: маленький телевизор, диван, стол, шкаф и, конечно, кот. Хотя, пожалуй, кот - это роскошь. Тем более, если он ученый - как у Пушкина или как у Булгакова в романе "Мастер и Маргарита". Впрочем, филолог Богомолов в этой постановке не очень-то оперирует литературными ассоциациями, зато прибегает к кинематографическим образам. "Летят журавли", "Июльский дождь" и своя первая попытка снять кино - причем с самим Олегом Табаковым.

Олег Павлович - на сцене и на экране. Гениальная игра мастера, где каждый мускул играет. А что делает с голосом Табаков? Все нотки - и женщины, и ребенка, и монстра, только не кота Матроскина, ибо гений никогда не повторяется. Олег Павлович, играя полусумасшедшего Бургомистра, словно "напевает" свою роль. Фильм Марка Захарова, в котором Бургомистра играл Евгений Леонов, -  музыкальное кино. Автором музыки к нему стал выдающийся композитор Геннадий Гладков. Также Табаков снимался в музыкальной экранизации Марка Захарова "12 стульев", где сыграл воришку. И все совпадения пунктирно, тонко проскальзывают в постановке Богомолова.

- Было, было, было, но прошло, - поет на пике своей популярности София Ротару.

Эта строчка Михаила Шаброва имеет отношение как к любви, так и к истории. "Все проходит, пройдет и это" - как утверждала надпись на кольце правителя Соломона. Но не проходит истинная любовь рыцаря. В кого бы ни превратился рыцарь Ланцелот, а в спектакле "Дракон" он превратился в странное бесполое существо, он все равно узнает Эльзу и спасет ее от ошибочного брака. Богомолов позволил себе вольность - женить Бургомистра - а теперь мэра Табакова - на юной девушке Эльзе. А что? Сегодня в порядке вещей, когда "богатенькие Буратино" женятся на бедных, но красивых девушках. Эльза - тоже странница, приезжая. "Мигрантка" - так ее называет "новый хозяин жизни" - герой Табакова. Богомолов позволил себе еще одну вольность - жених Эльзы Генрих (Павел Табаков) -тот самый сын Бургомистра из "Дракона" Евгения Шварца - священник в рясе - благословляет отца - Табакова - на брак с Эльзой, которая годится ему во внучки.

Мир сошел с ума, - это очевидно. Но поскольку Ланцелот и Эльза еще в состоянии узнать друг друга, надежда есть.

Правда, это не совсем та любовь, что раньше, в пьесах Шварца. Точнее, не та по форме, но по содержанию - точно такая же.   И даже сильнее. Легко полюбить смелого и благородного Ланцелота из пьесы. А легко ли полюбить этого же героя у Богомолова?

Еще одна особенность спектакля: Ланцелота и Эльзу играют актеры стажерской группы МХТ, то есть новобранцы: Кирилл Власов и Надежда Калеганова. В программке спектакля есть описание: "невероятная искренность". А кто способен на такую искренность? Конечно, гений, как Табаков, и молодежь. "Дракон" - это зрелость и свежесть, опыт и дерзость, кино и театр, литература и фантазия, юмор и сарказм, песня и поэзия. А все вместе - спектакль, на который билеты покупают заранее, потому что переаншлаг!

Подкасты