В Манеже открылась выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера»
Основу экспозиции составят картины из собрания Музея Долорес Ольмедо в Мехико, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы. Также на выставку привезли живопись и графику из частных собраний Европы и Латинской Америки, из собрания внука Диего Риверы — Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил», экспонаты из ГМИИ имени Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Тематическую часть мероприятия дополняют многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве супругов Фриды Кало и Диего Риверы.
— Это огромное художественное событие для Москвы. Оно претендует на то, чтобы быть одним из главных программных событий не только уходящего, но и следующего года, — отметил руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Выставка охватывает все этапы творчества Диего Риверы: от постимпрессионизма и кубизма до реализма. Экспозиция строится на своего рода контрапункте: глубоко личные работы Кало и монументальные, социально-ориентированные произведения Риверы. Кстати, художник неоднократно бывал в СССР и подарил нашей стране несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, в том числе картина «Славная победа» из собрания ГМИИ имени Пушкина, которую в 1955 году Ривера передал в дар Союзу художников.
— В 1955 году Диего Ривера приехал на лечение в СССР: у него обнаружили онкологию, — рассказала «ВМ» куратор выставки Катарина Лопаткина. — Почти целый год он провел в больнице. Все это время рисовал все, что видел вокруг себя: докторов, медсестер, детей, гулявших неподалеку. Например, так появилась «Русская медсестра» — одна из самых любимых его работ.
Чтобы лучше ощутить атмосферу далекой Мексики, организаторы выставки создали отдельную экспозицию из нескольких произведений искусства народов, населявших полуостров Юкатан в первые столетия нашей эры. Керамика майя позволит по-новому взглянуть на картины Фриды Кало и других мексиканских художников, чей источник творчества и вдохновения неотделим от национальной культуры.
В рамках московского проекта также организована масштабная параллельная программа, призванная исследовать и осмыслить феномен творчества двух самых известных художников Мексики. Выставка сопровождается образовательно-просветительской и культурной программой: лекциями, кинопоказами, театральными постановками и перформансами.
На входе посетителей встречает авторская работа Юрия Берестова в форме руки.
В графике и цветовой гамме арт-объекта — отражение эмоций и экспрессивной манеры написания полотен художницы Фриды Кало. А открытая в сторону гостей ладонь инсталляции «Рука художника» олицетворяет доброжелательность и прямодушие с одной стороны и полную обнаженность чувств художницы перед посетителями — с другой.
Гости выставки также познакомятся с перепиской Фриды и Диего. Документы раскроют противоречивые, страстные отношения художников. Выставка будет работать два с половиной месяца. Последний день — 13 марта.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Вронченко, председатель правления фонда «Связь времен»:
— Исторически сложилось, что творчество Диего Риверы в России знают лучше, чем картины его супруги Фриды Кало. В советские годы сквозь призму соцреализма Ривера воспринимался как идеологически близкий художник международного масштаба. В то же время его супруга — как безграмотный, да еще и попавший под пагубное влияние сюрреализма дилетант. Сегодня, вне зависимости от личных пристрастий в искусстве, мы не можем не ощущать, как изменилось у зрителя восприятие этих двух ярких мастеров! Кажется, что Ривера как художник полностью принадлежит искусству XX века. А вот творчество Фриды Кало принадлежит всему человечеству в его настоящем и будущем.
КСТАТИ
90 картин из разных собраний вошло в экспозицию выставки. Кроме творчества Риверы и Кало можно будет познакомиться с графикой мексиканских художников, писавших в разных жанрах.