Сергей Юрский: Актер должен быть личностью
Сюжет:
Взрослые людиОбозреватель «Вечерней Москвы» встретился с Сергеем Юрьевичем и поговорил с ним о звездности, актерской профессии и умении любить свой возраст.
Я НЕ СОГЛАСЕН БЫТЬ КРАСКОЙ НА ХОЛСТЕ
— Многие артисты вашего поколения недоуменно отмахиваются, когда их называют звездами театра или кино.
А вы как к этому относитесь?
— Плохо. Не потому, что мне не нравится слово «звезда» — это всего лишь русская калька с английского слова star.
За последние пару десятков лет понятие актерства, увы, сильно девальвировалось.
Актер — это не просто человек, который что-то вещает из телевизора. Это довольно сложная профессия, навыкам которой нужно учиться всю жизнь. До конца никогда не научишься, но постижение сути, постоянные вопросы самому себе, они необходимы. А звездами себя предпочитают называть люди совершенно иного склада. Настоящий же актер — всегда художник и соавтор.
— А как же популярное мнение, что артист должен быть как чистый лист бумаги, на котором хороший режиссер может изобразить все, что ему заблагорассудится?
— Вы сейчас говорите о пластичности. Разумеется, хороший актер должен уметь меняться. Но я в корне не согласен с тем, что я должен быть краской на холсте.
В конце концов чистых листов у нас хоть отбавляй, а хороших артистов почему-то немного.
Актер может быть и слабой, и сильной личностью. Главное — чтобы эта личность была. Чтобы было с чем взаимодействовать, когда играешь роль.
СЧАСТЛИВАЯ ЭПОХА
— Как-то вы сказали, что лично для вас самой счастливой с точки зрения творчества эпохой стали 90-е. Почему?
— Больше всего на свете любой нормальный человек ценит свободу. А артист — свободу творчества. 90-е я навсегда запомню как время практически безграничной творческой свободы: идеи воплощались, и им никто не мешал. Эта свобода кончилась, когда в полной мере заработали рыночные механизмы. Если раньше мы жили в обстановке тотальной цензуры, то сейчас вокруг тотальная пошлость.
— Вы именно поэтому сейчас все реже играете в кино?
— У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Понятно, с возрастом ролей для меня стало объективно меньше. Но предложения поступают часто. Однако в большинстве случаев сценарии настолько плохи, что я не нахожу сил сказать «да».
— Раз уж вы заговорили о возрасте, годы как-то повлияли на ваше мировоззрение?
— Конечно, взгляды меняются. Мне кажется, это заметно по моим книжкам.
Но вообще с возрастом я заметил интересную деталь. Сегодня все хотят казаться моложе, чем есть на самом деле. Не только в смысле внешности, но еще и в рамках поведенческих моделей.
Никто не хочет стареть не только физически, но и душевно. Думается, это подспудное стремление к свободе. Когда ты молод, можешь себе позволить многое, и тебя не осудят. Седины и приходящий с ними жизненный опыт обязывают вести себя соответствующим образом.
У этого впадания в детство есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Среди последних — безответственность, с которой я никогда не желал мириться. Поэтому это, наверное, история не про меня.
ЗВЕЗДНЫЕ РОЛИ
Киногерои на все времена
«Золотой теленок», 1968 год — Остап Бендер.
«Место встречи изменить нельзя», 1979 год — Иван Сергеевич Груздев (врач, подозреваемый в убийстве жены).
«Любовь и голуби», 1984 год — дядя Митя.