Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Бах и джаз

Развлечения
Непревзойденный мастер полифонии, Иоганн Бах написал более 1000 музыкальных произведений на все значимые жанры своего времени, кроме оперы
Непревзойденный мастер полифонии, Иоганн Бах написал более 1000 музыкальных произведений на все значимые жанры своего времени, кроме оперы / Фото: из открытых источников
28 июля 1750 года ушел из жизни классик эпохи барокко - немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Непревзойденный мастер полифонии, Бах написал более 1000 музыкальных произведений на все значимые жанры своего времени, кроме оперы.

«Истинный отец гармонии», как называл его Бетховен, Бах, подобно Шекспиру в литературе, по праву считается композитором номер один в музыке. Сегодня в это трудно поверить, но уже в XVIII веке наследие великого композитора считалось устаревшим, а сам Бах больше был известен, как отец Бахов-младших. Особенно выделялся Карл Филипп Эммануил Бах – один из основателей классического музыкального стиля, о котором сам Моцарт говорил: «Он – отец, мы – дети».

«Возрождение» Иоганна Себастьяна Баха началось спустя почти век после его смерти. 11 марта 1829 года в Берлине состоялось крупнейшее музыкальное событие: оркестр под руководством 20-летнего Феликса Мендельсона исполнил одно из самых пронзительных произведений Баха «Страсти по Матфею». К тому времени совершенно забытая композиция (правда, сокращенная и переписанная Мендельсоном) поразила современников настолько, что концерт был исполнен и в день рождения Баха – 21 марта. «Страсти по Матфею» можно было услышать во Франкфурте, Дрездене и Кёнигсберге.

Гегель, посетивший берлинский концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого только недавно вновь мы научились ценить в полной мере». С тех пор популярность Баха стала расти день ото дня. В 1850 году было основано Баховское общество, оно занялось сбором, изучением и распространением произведений Баха. В последующие десятилетия было опубликовано практически все музыкальное наследие композитора. Влияние Баха сказалось не только на сочинениях первых его пропагандистов - Мендельсона, Шумана, Брамса, но и на авторах, с первого взгляда от него далеких, как Шопен, Лист, Вагнер («Мейстерзингеры» последнего являются удачным и единственным перенесением принципов баховской полифонии на музыкальную драму).

В XX веке произошло подлинное возрождение музыки великого немецкого композитора. Оно шло в двух направлениях: аутентичном и интерпретационном. В первом случае - это максимальное приближение звучания к старинному: восстановленные инструменты, поиски нотных записей. Во втором случае - предложение собственных трактовок.

Глен Гульд - один из самых ярких мастеров этого направления. В 60-е годы появились первые джазовые обработки, в частности - вокальной группы «Swingle Singers», которая записала некоторые прелюдии и фуги композитора в духе свинга с «ненавязчивыми» ударными. В дальнейшем многие музыканты исполняли баховские произведения в джазовой интерпретации, такие как Жак Лусье и Бобби Мак Феррин.

[OBJ «Swingle Singers» - Прелюдия и фуга №1]

В современных интерпретациях и джазовых «стандартах» слышна полифония, которая наиболее свойственна Баху, она присутствовала в раннем нью-орлеанском джазе. В эпоху свинга она так отчетливо уже не звучала. А вот музыканты кул-джаза, как правило, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, частично заимствованные у Баха.

Многие музыканты отмечают сходство этих, на первый взгляд, разных стилей. Нужно отметить свободу выражения и трактовки в этих работах. Да и сам принцип обработки баховских тем - импровизационный джазовый стиль. «Джаз имеется в самой природе баховской музыки, – сказал Жак Лусье в интервью. – Ведь композитор использует тот же тип басовой линии. Сходна c джазовыми, также конструкция баховских тем, которые в большинстве случаев состоят из 8 или 12 тактов, как в блюзе, 16 или 32 тактов, как в джазовых стандартах».

Легендарный саксофонист Ли Кониц в одном из интервью однажды сказал: «Я слушаю своего Баха и всегда стараюсь не забывать, что джаз вышел именно из него. Я думаю, что Бах был самым первым джазовым музыкантом. В его музыке есть тот самый свинг и то самое содержание, которые для меня существуют как джаз. Меня глубоко трогают удвоения темпа и музыкальные фразы, которые можно считать очень джазовыми. Почти ежедневно я прослушиваю его сюиты для виолончели. Более грандиозной, более возвышенной музыки я просто не знаю».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.